Армения демонстрирует неготовность к урегулированию карабахского конфликта путем переговоров — Ахмедоглу

print

Армения демонстрирует неготовность к урегулированию карабахского конфликта путем переговоров - Ахмедоглу

Армения не готова к урегулированию нагорно-карабахского конфликта посредством переговоров, заявил на Карабахском часе во вторник в Баку директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу.

«Сопредседатели Минской группы ОБСЕ совершили последний, в преддверие встречи президентов Азербайджана и Армении по инициативе президента Франции, визит в регион.

Этот визит, в первую очередь, характеризуется наличием «домашних  заготовок» у Армении. «Домашние  заготовки» армян  слеплены из «аргументации», базирующейся на четырех составных направлениях. 

Первое из них – это якобы увеличение случаев нарушения режима прекращения огня на линии соприкосновения азербайджанских и армянских войск. Согласно заявлению армянской стороны, таким образом Азербайджан якобы пытается сорвать встречу президентов в Париже. И это в корне неверный аргумент.

Министерство обороны Армении еженедельно публикует статистику инцидентов нарушения режима огня на линии соприкосновения войск. В этой статистике не было проявлено никаких скачков. Однако, выдавая статданные в течение той недели, когда ожидался визит в регион сопредседателей МГ ОБСЕ, армянская сторона явно сфальсифицировала цифры: так, в информации, сопровождавшей обычный субботний день,  число случаев нарушения огня составило 230. Через два дня, в понедельник следующей недели, армяне нарушили устоявшиеся традиции, и распространили информацию, согласно которой показатель нарушений режима огня возрос до 400.

Азербайджанская сторона также ведет статистику нарушения режима прекращения огня. Согласно показателям азербайджанской стороны, цифры низкие, с тенденцией на уменьшение.

Официальные лица Армении, в том числе представители минобороны этой страны, неоднократно заявляли о снижении напряженности на линии соприкосновения войск после Сочинской встречи президентов.

Кроме того, посредники во время своего последнего визита в регион встретились на армяно-азербайджанской границе с официальными лицами и военнослужащими с обеих сторон, и даже с гражданским населением с армянской стороны, которое заявило о снижении напряженности.

Видимо, официальный Ереван, концентрируясь на придумывании «аргументов» об интенсификации нарушения режима прекращения огня, не учел того факта, что посредники встретятся с местным населением Армении на приграничных территориях. А местное население, к большому сожалению армянских «стратегов», нарушило планы президента Армении Сержа Сагсяна и главы МИД Эдварда Налбандяна», — сказал Ахмедоглу. 

По его словам, второй «аргумент»  из  армянских «домашних заготовок» связан непосредственно с предложениями посредников.

«После встречи с сопредседателями МГ ОБСЕ министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил о готовности Азербайджана работать над Большим Мирным Соглашением.

Мамедъяров отметил, что работа будет проводиться на уровне экспертов. Глава МИД Азербайджана также подчеркнул, что предусматривается даже вопрос отвода снайперов.

Но глава пресс-службы МИД Армении Тигран Балаян поспешил опровергнуть заявления главы МИД АР: «Это фантазия Мамедъярова, это нереально». И тот факт, что такого рода высказывания повторил и Налбандян на встрече с сопредседателями, показывает, что написанное Балаяном на его странице в «Tvitter» — вовсе не его гражданская позиция, а официальная позиция МИД Армении.

Армения фактически выступает против подготовки Большого Мирного Соглашения.

Нагорно-Карабахский конфликт растянулся во времени уже на 27 лет. Самый серьезный документ за этот период был подписан в 2009 году: президенты стран-сопредседателей МГ ОБСЕ в итальянском городе Аквила подписали «Обновленный вариант Мадридских принципов», в которых, помимо других вопросов, определены три принципа Хельсинкского заключительного акта, предусмотренные для нагорно-карабахского урегулирования.

Кроме того, в документе предусмотрено возвращение прилегающих к Нагорному Карабаху оккупированных Арменией районов Азербайджану. В этом случае захватнические армянские войска должны покинуть эти территории. Таким образом, армянские снайперы также должны покинуть эти земли. И, соответственно, в дисклокации азербайджанских снайперов уже не останется необходимости. Такова логика «Обновленный вариант Мадридских принципов»,

Поэтому подписанием Большого Мирного Соглашения можно добиться отвода снайперов, а также еще раз подтвердить принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Но то отношение, которое демонстрирует Армения к Большому Мирному Соглашению, является доказательством неготовности Еревана к мирному урегулированию конфликта.

Президент Армении Серж Саргсян, принимая сопредседателей МГ ОБСЕ, повторил аргументы, на которые ссылался глава МИД Налбандян. Тем самым Саргсян в очередной раз наглядно подтвердил, что позиция Армении и мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта – это две непересекающиеся плоскости», — сказал политолог.

Он также считает, что третий «аргумент» —  это назначение на день встречи президентов в Париже судебного заседания над «азербайджанскими диверсантами» в Нагорном Карабахе.

«Судят мирных граждан – азербайджанцев, которые хотели посетить свои родные земли, находящиеся под армянской оккупацией. Этих простых сельчан  армяне называют «диверсантами». Это так Армения «соблюдает» принцип «приоритетности свободного передвижение в Европейском  пространстве».

Здесь цель армян предельно ясна:  увести от непосредственной сути переговоры президентов в ходе встречи в Париже в ином направлении. В частности, если будет остановлен судебный процесс, или будет получено согласие на освобождение двух «диверсантов-азербайджанцев», то президент Франции Олланд будет объявлен «победителем», якобы внесшим вклад в процесс урегулирования. А на самом деле таким образом будут созданы условия для Армении, которая попытается оттолкнуть на задний план переговоров обсуждение Большого Мирного Соглашения», — считает Ахмедоглу. 

Кроме того, по его мнению, определенное внимание привлекают и некоторые изменения, отмеченные в ходе последнего визита сопредседателей в регион:

«1.Российский сопредседатель МГ ОБСЕ Игорь Попов вынужден был исполнять роль главного переговорщика. Уорлик отсутствовал, а французский сопредседатель Пьер Андре пока не имеет достаточно опыта.

2.Впервые сопредседатели в официальном заявлении открытым текстом опровергли Армению. Несмотря на то, что президент и глава МИД Армении пытались в преддверии встречи президентов убедить сопредседателей в повышении интенсивности нарушения режима прекращения огня со стороны Азербайджана, сопредседатели в своем заявлении отметили, что на линии соприкосновения армянских и азербайджанских войск соблюдалась стабильность.

Если бы МГ ОБСЕ и ранее проявляла такую реакцию на позицию армян, нагорно-карабахский конфликт давно был бы урегулирован.

Поведение руководства Армении в преддверие встречи президентов во Франции выявляет ситуацию с двумя результатами. 

Во-первых, вызывает сомнение, что встреча президентов Азербайджана и Армении во Франции внесет вклад в мирное урегулирование карабахского конфликта. Для достижения реального результата сопредседатели должны плодотворно работать в этот краткий период, а по возможности даже применить воспитательные подходы по отношению к руководству Армении.

Поскольку отношение официального Еревана к посредникам, в том числе к международному сообществу, это полное отсутствие такта и вопиющее проявление невоспитанности.

Было бы также полезно, если бы посредники в оставшееся до встречи в Париже время способствовали повышению интеллектуального уровня и кругозора армянского руководства, которое не смогло объяснить даже собственному народу, что значит этногенез «нагорно-карабахского народа». В этнологии, конфликтологии, политологии, и, наконец, в реальной жизни нет такого народа, нации и этноса под названием «нагорно-карабахский народ»», — сказал Ахмедоглу.

По его словам, очень важно устранить и другие проявления недостаточной образованности армян, включая руководство этой страны.

«Второй важный итог состоит в предотвращении трансформации термина «только мирным путем» в тормозящий процесс урегулирования инструмент в руках Армении.

Для предотвращения этого процесса у посредников есть три выхода из ситуации:

А) обращение в ООН,

Б) обращение к президенту России Владимиру Путину

В) официальное объявление права на освобождение Азербайджаном Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий путем военный действий. Посредники в заявлении от 12 мая 2014 года назвали прилегающие к Нагорному Карабаху районы оккупированными территориями. Это открывает Азербайджану путь к военным операциям. Если Азербайджан, с согласия международного сообщества, приступит к военным действиям, то эта война завершится в сжатые сроки и с минимальными потерями. Азербайджан освободит Нагорный Карабах и другие оккупированные территории.

Результат военных действий Азербайджана с согласия МГ ОБСЕ и международного сообщества вполне прогнозируемый: в Нагорном Карабахе армяне и азербайджанцы смогут жить вместе в безопасных, создающих возможности для развития условиях», — сказал политолог.