Новруз — праздник весны, праздник возрождения и обновления природы, мусульманский Новый год. Празднуют его с 20 по 22 марта, в дни весеннего солнцестояния и начала астрономического года. Корни этого праздника глубоко уходят в огнепоклонничество. Но по сей день это в первую очередь праздник Солнца и его земного подобия — огня. Празднуют Новруз все без исключения народности, проживающие в Азербайджане. Новруз Байрамы («Нов Руз» в переводе с персидского означает «новый день») всенародно любимый праздник в Азербайджане, являющийся государственным. Ни с одним из национальных праздников не связано столько примет, поверий и добрых традиций, как с азербайджанским Новруз Байрамы, который был включен ЮНЕСКО в список мирового нематериального наследия (совместно с Индией, Ираном, Киргизией, Узбекистаном, Пакистаном, Турцией).
Согласно традиции, готовиться к этому празднику народ начинает уже с последнего месяца зимы. Накануне Новруза празднуют последние четыре вторника зимы — «илахыр чершенбе». Эти вторники символизируют четыре стихии — воду, огонь, землю, ветер. Первой обновляется вода — мутные воды очищаются, стоячие приходят в движение. Затем следуют огонь и земля. Их сила пробуждает природу от зимней спячки. И, наконец, ветер раскрывает почки деревьев и наступает долгожданная весна. По сути своей эти четыре элемента составляют основу бытия. По поводу каждого из этих дней в народе бытуют стихи, песни, ритуальные игрища, верования.
В первый день Нового года принято вставать рано. Там, где это возможно, люди идут к реке или роднику: умываются, брызгают водой друг на друга. Ведь вода — символ чистоты и свежести. Тем самым все желают друг другу хорошего и счастливого Нового года. Затем там же угощают друг друга сладостями. В этот день утром необходимо съесть что-нибудь сладкое, например, мед, или — если его нет — сахар. После чего следует понюхать ароматный дым, что является символом освобождения от злых духов. В момент наступления нового дня нового года по народному обычаю необходимо выйти из дома во двор или, стоя перед открытым окном, задумать желание. Этот обычай сохранился и поныне.
В тот час, когда наступала смена года, в Ичери-Шехер (Бакинской крепости, самые ранние постройки которой относятся к IX веку и которая, занесена ЮНЕСКО в список материального наследия человечества) стреляли из пушки. И тут же моментально все передавали друг другу новость — на каком животном прибыл Новруз. Ведь от этого зависело, каким будет год — мирным и обильным или нет.
Много внимания уделяется подготовке праздничного стола. Как правило, каждая семья, накрывая праздничный стол, помнит о том, что на столе должна стоять пища, состоящая из семи блюд, название которых начинается с буквы «с». На столе должны быть сумах (пряность), сюд (молоко), сирке (уксус), сэмэнú, сабзи (зелень), су (вода) и сиб (яблоко, но уже по-персидски). К празднику готовят присущие только азербайджанской кухне сладости: шекер-бура (сдобные пирожки со сладкой ореховой начинкой и пряностями), шор чорейи (слоеная лепешка с пряной начинкой), биши (слоеная, сладкая масляная лепешка), кубинская, гянджинская, бакинская пахлава (слоеное мучное изделие с ореховой начинкой), фесели (масляные лепешки), кульча (сдобный пряный сладкий хлеб), халва из сэмэни и другие сладости. Основным несладким блюдом является праздничный плов.
Кроме этого, на стол ставятся зеркало, свеча и крашеное яйцо. Все эти предметы имеют глубоко символическое значение: свеча — свет или огонь, который оберегает человека от злых духов, зеркало — знак ясности и установления времени наступления Нового года.
«Сэмэни» в Азербайджане называют блюдо (или чашку, или другую емкость) с пророщенной пшеницей, которая дала нежные зеленые росточки. Чтобы украсить стол сэмэни, незадолго до праздника брали горсть пшеницы, замачивали ее и ждали, пока прорастет. Это символизирует изобилие и достаток, причем ритуал замачивания сопровождается песней «Сэмэни, храни меня, ежегодно буду растить тебя». Проросшее сэмэни украшают красной ленточкой с бантом.
Кроме выращивания сэмэни существует и другой прекрасный обычай — сажать в Новруз дерево Согласно народному поверью, сажать в Новруз тут (шелковицу), инжир (фигу), каштан — благой знак. Продолжая эту традицию, в современном Азербайджане в дни Новруза закладывают парки, сады, лесополосы.
Именно в день Новруза в старину начинались полевые работы. На свежевспаханном поле проходили особые ритуальные игры, участники которых свято верили, что если во время веселой церемонии они пожелают друг другу изобилия, как следует попросят у Светлого Неба, Голубого Неба, Черного Неба достатка, то и урожай будет обильным, и дни будут удачливыми.
Одно из укоренившихся в сознании азербайджанцев золотых правил Новруза, прошедших испытание временем, гласит: в эти дни нельзя проклинать, лгать, сквернословить, сплетничать, осуждать — словом, следует остерегаться дурных поступков. Также нельзя торговать. Это настолько повлияло на менталитет народа и моральные устои, что даже статистика это подтверждает: в дни Новруза количество совершаемых в стране преступлений резко снижается. Неписаным правилом является примирение без посредников всех, кто в ссоре, обиде друг на друга. Считается грехом не прощать тех, кто признает свою вину. Особой заслугой считается проявление в дни Новруза благожелательности и милосердия к тем, кто испытывает в этом острую потребность. Существует неписаный обычай одаривать в этот праздник праздничной «долей» (Новруз пайы). На поднос (хонча) укладываются праздничные лакомства, сэмэни, свечи, и хонча отсылается соседям и друзьям. Очень характерной чертой азербайджанцев, прекрасно их характеризующей, является то, что поднос этот не положено возвращать пустым, т.к. в этом случае, по народному поверью, дом лишится достатка (с этой же целью на праздничный стол обязательно кладут изделие из золота — монетку или украшение). Поэтому получившие хончу возвращают ее с другими праздничными угощениями — в соответствии со своим вкусом и возможностями. Более того, новогодние подарки желательно подносить не только азербайджанцам, но и представителям других наций, чтобы и они смогли разделить радость праздника Новруз.
Второй день Новруза азербайджанцы называют днем «ата-баба» («отцов-дедов»), т.е. родительским днем, и в этот день принято всей семьей посещать могилы родных и близких.
В дни Новруза нельзя не только совершать дурные поступки, но и выглядеть неряшливо. Поэтому в домах заранее наводятся порядок и чистота, белят дома, стирают и обновляют одежду, чистят ковры; в дни праздника девушки одеваются в красное. В этом плане дни перед Новрузом напоминают Чистый четверг перед Пасхой у христиан. Об общих корнях говорит и обычай красить на Новруз яйца. Так же, как и на православную Пасху, азербайджанцы не только красят яйца, но и бьют их друг об друга, причем как дети, так и взрослые — с одинаковым азартом. И точно так же, как и в православные праздники, в последний вторник перед Новрузом дети стучатся в двери соседских домов, кладут шапки или небольшие мешочки у порога и прячутся. Хозяева же этих домов должны вернуть шапки с праздничными лакомствами.
Существует на Новруз и еще один древний и красивый обычай, роднящий наши религии — это прыжки через очищающий костер. Ведь истоки Новруза уходят вглубь веков, когда на территории современного Азербайджана основной религией было огнепоклонничество, позднее — зороастризм. Здесь и заложены корни широкого бытования в народе связанных с огнем обрядов, обычаев, традиций древнейшего праздника Новруз. Эти прыжки в древности сопровождались специальными молениями Новруза, испрашивающими позволение уничтожить в огне боль, горе, неудачи, оставить их в прошлом, не переносить в новый год. Сейчас мало кто читает эти молитвы, но прыгают с удовольствием все. Этот обычай ввел еще Зороастр, ведь огонь является одним из основных элементов праздника. В эти дни принято зажигать факелы, ставить на стол горящие свечи. Их ставят по числу членов семьи. В этот праздник возжигают траву узерик (южное растение рута), которая по поверьям предохраняет от дурного глаза и отрицательной энергии, ее дымом обдают детей, дом, скот, домашних животных. Этим дымом лечат, и все это роднит узерик с ладаном.
Есть и еще один обычай, дошедший из глубины веков: ночью в горах молодежь разводит костры и бодрствует до утра. Обычай этот называется «Встреча Солнца». До рассвета молодые люди хором исполняют песню «Годухан».
Еще одной характерной чертой Новруза является и любовь к цветам. Культура цветов в Азербайджане создавалась и развивалась веками. В Новруз собирают подснежники, ландыши, фиалки, вьют венки из полевых цветов, вплетают цветы в волосы, собирают холодянку (дикую мяту). В то же время запрещается приносить в дом нарциссы.
Новруз — не только очень веселый и красивый праздник, но и очень музыкальный. В дни Новруза по всей стране проходят музыкальные собрания (меджлисы), ашуги и певцы мугама исполняют песни, проводятся свойственные Новрузу игрища — канатоходцы демонстрируют свое искусство, народные борцы (пехлеваны) состязаются в силе, на площадях разыгрываются спектакли.
В старину Новруз в Азербайджане именовался праздником «Туран» и отмечался семь дней. 7 — священное число, и именно этим объясняется наличие на праздничном столе семи символических праздничных угощений. Кстати, обычай гласил, что когда наступало время прыжков через костер, каждый должен перепрыгнуть через костер семь раз или по одному разу через семь костров.
Многовековая история празднования в Азербайджане Новруза оставила неизгладимый след и в поэзии. И у классиков, и у современных поэтов этому празднику посвящено бесчисленное множество стихов, с уст людей не сходят песни, связанные с Новрузом и являющиеся образцом как народного, так и профессионального творчества. Великий азербайджанский поэт Низами Гянджеви в свой «Хамсе» доносит до нас сведения, что праздник Новруз отмечали еще в 350 году до н.э., т.е. почти две с половиной тысячи лет назад.
Причина всенародной любви к Новрузу в Азербайджане заключается в его демократической философии. Ведь это праздник не только весеннего равноденствия, но и равенства людей, их сопричастности, сплоченности. Он сближает людей самых различных слоев, укрепляет взаимоуважение, взаимопонимание и мир в обществе. По сути, все вышеперечисленное является основной чертой азербайджанского менталитета, самым ярким выражением азербайджанского национального духа.