О бесполезных тратах на открытие армяно-турецкой границы

print

О бесполезных тратах на открытие армяно-турецкой границы

Процесс так называемой «армяно-турецкой нормализации» остался в истории как один из самых авантюрных проектов, торпедирующих урегулирование армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта. Этот проект был поддержан со стороны практически всех центров сил, что отразилось на присутствии во время подписания в Цюрихе в 2009 году глав внешнеполитических ведомств США, России, Франции, Евросоюза и других субъектов. Хотя интересы этих стран, как в мировом срезе, так и во взглядах на Южный Кавказ, имеют прямое расхождение, никто не отказал себе в розыгрыше в очередной раз «армянской карты». Армянам, как всегда, было наплевать, кто и как их использует: была главная цель — достичь любой ценой снятия блокады. Однако этому плану не суждено было сбыться, так как игнорировались интересы основного и решающего игрока на Южном Кавказе — интересы Азербайджана.

Отсутствие привязки открытия армяно-турецкой границы с процессом нагорно-карабахского урегулирования стало оскоминой представителей внешнеполитических ведомств, когда процесс остановился перед противодействием общественного мнения Турции и позицией Азербайджана. Несмотря на то, что как представители турецкого руководства, так и основные оппозиционные силы выступили с однозначной поддержкой позиции Азербайджана по вопросу открытия армяно-турецкой границы лишь после вывода армянских вооруженных сил с территории Азербайджана, правительства-спонсоры не оставили надежд на несбыточную мечту и планомерно реализуют проекты в этом направлении. Основными спонсорами поддержания на повестке дня общественности Турции и Армении являются США и Евросоюз.

Переживающие финансовые трудности в своих странах, США и Евросоюз находят все же средства на реализацию многочисленных проектов по стимулированию в обществах Армении и Турции идей нормализации. В основном это проекты по линии USAİD, прямых грантов посольств и диппредставительств. По различным данным, в год на эти цели тратится от трех до пяти миллионов долларов. Бенефициариями проектов на местах являются представители медиа, крупные исследовательские центры, приграничные неправительственные организации, молодежные и женские организации, то есть практически весь потенциал гражданского общества.

Анализ последних проектов демонстрирует, что основной вектор на данный момент направлен именно на изменение позиции Турции, но никоим образом не Армении. Послы США в Турции и Армении с завидным постоянством при каждом удобном случае с упрямством, требующим лучшего применения, заявляют о поддержке армяно-турецкой нормализации без предусловий. То есть фактически повторяют армянскую точку зрения.В Азербайджане вызывает сожаление тот факт, что дипломатия США и Евросоюза проявляет столь высокую активность в этом направлении и практически не уделяет внимания миллиону азербайджанских беженцев и вынужденных переселенцев. Когда мы в последний раз видели посла США в гостях у беженцев?! Или же слышали хотя бы предложения о них на постоянных пресс-конференциях представителей Госдепа США и Евросоюза?!

P.S. Мы часто слышим со стороны американских коллег о силе армянской диаспоры, и кажется, что поддержка армяно-турецкой нормализации является костью, которую бросают американские и европейские дипломаты организациям диаспоры армян в США и ЕС. Однако мы все являемся свидетелями, как во время начала диалога США-Иран Государственный департамент проводил «разъяснительные» беседы с представителями самой сильной еврейской диаспоры в США и смог «убедить» их в правильности выбранного курса. Значит, можно игнорировать диаспору, когда этого хочется.

Фархад МАМЕДОВ, глава Центра стратегических исследований
при Президенте Азербайджанской Республики

Bakupost