Предлагаем вашему вниманию интервью АПА с главой представительства ЕС в Азербайджане послом Роландом Кобиа.
— Какого рода изменения произошли в отношениях Азербайджана и ЕС за 4 года, что Вы возглавляли представительство?
— Я полагаю, что на протяжении моего мандата в качестве посла ЕС наше сотрудничество как углубилось, так и расширилось. Расширилось, потому что мы начали сотрудничество в различных новых областях. Я думаю, что лучшим примером этому является упрощение визового режима. Теперь мы завершили переговоры по упрощению визового режима и соглашению о реадмиссии. Соглашение по данному вопросу будет подписано в Вильнюсе в ноябре в рамках саммита глав государств Восточного партнерства. Это конкретный пример совершенно новой области нашего сотрудничества, переговоры по которой были запущены и завершены. Можно привести много других примеров. Также углубилось сотрудничество в уже существующих сферах, путем устойчивой и интенсивной работы и диалога. И здесь мы также добились многого. Одним из примеров является сектор энергетики. Когда я только приехал сюда, мы обсуждали сферу энергетики, а теперь открыт Южный газовый коридор из Баку в Европу. Это очень конкретное и важное достижение, иллюстрация крепкого сотрудничества Азербайджана и ЕС. Другим примером углубления нашего сотрудничества является очень важное увеличение нашей поддержки гражданскому обществу и НПО. Мы в 4 раза увеличили финансирование этой сферы.
Так что я рад за то, чего мы добились во многих областях за эти 4 года. Это расширение сотрудничества затронуло как правительство, гражданское общество и НПО, так и бизнес. Безусловно, многое еще предстоит сделать, так что у моего преемника будет много работы, потому что мы хотим продолжить сотрудничество с Азербайджаном в определенных областях, в которых, как мы считаем, должны иметь больше прогресса. Именно по этим областям мы проводим глубокую и открытую дискуссию с правительством, чтобы попытаться содействовать утверждению демократических ценностей, прав человека, основных свобод, верховенства закона и свободной экономики.
— Вы упомянули соглашение об упрощении визового режима, которое будет подписано в Вильнюсе. Какие конкретные преимущества оно даст гражданам Азербайджана?
— Это реальная история успеха, и это соглашение показывает, что ЕС готов быстро выполнить свои обещания, когда другая сторона также готова сделать необходимые шаги. Обе стороны согласовали окончательный текст. Соглашение предусматривает гораздо более простой визовый режим для людей, планирующих поехать в Европу, в том числе более дешевые визы (в настоящее время визовый сбор составляет около 60 евро, он будет сокращен приблизительно вдвое). Также бесплатными станут визы для определенных категорий граждан (журналисты, студенты, официальные лица и т.д.). Виза будет выдаваться на более длительный период, будет больше возможностей для получения мультивизы, потребуется меньше документов для получения визы и т.п. Так что это будет новый режим, который значительно облегчит путешествия между Азербайджаном и ЕС. Поэтому мы очень рады, что конкретный результат затронет всё население, а не только определенную категорию лиц. Он коснется каждого азербайджанца, который хочет путешествовать в страны ЕС. И теперь он сможет сделать это проще, дешевле и быстрее. Это показатель того, что ЕС и Азербайджан хотят стать ближе друг к другу и в содействии контактов между людьми. В долгосрочной перспективе это также может помочь и в сближении Азербайджана к западным ценностям.
— Есть ли проекты, которые Вы планировали, но не успели реализовать в Азербайджане?
— У меня было так много идей за эти годы. К сожалению, я должен честно признать, что не смог завершить их все. Но это жизнь, это нормально. Как я сказал, мы многого добились. Если бы у меня были здесь еще 2 года, то я бы сфокусировался на двух моментах. Во-первых, я хотел бы продолжить работу со многими другими международными партнерами по поддержке Азербайджана в его работе по демократизации и основных свобод. Мы все надеемся, что предстоящие президентские выборы будут свободными и справедливыми. И все сигналы, которые мы получили от правительства в этом отношении являются положительными. Мне кажется, что Азербайджан, как непостоянный член Совета Безопасности ООН и председатель Совета Европы в следующем году, не может позволить себе ничего другого, как показать миру выборы, которые будут признаны всеми, как выборы, прошедшие в соответствии с международными стандартами. Среди прочего, я хотел бы также большего развития основных свобод, принятия парламентом ряда законопроектов, как например, по декриминализации диффамации, улучшение состояния окружающей среды гражданского общества. Образование и здравоохранение также являются важнейшими секторами для развития.
Другой областью является экономический сектор. Еще большая либерализация экономики — в интересах Азербайджана. Мы хотели бы видеть, чтобы экономика страны была более либерализованной и открытой для конкуренции, что даст больше возможностей гражданам Азербайджана для деятельности и открытия своего бизнеса, возможность приносить пользу своей стране. В этой связи мы хотели бы, чтобы Кодекс конкуренции был утвержден Милли Меджлисом как можно скорее. Мы хотели бы также вступления Азербайджана в ВТО, после чего возможно начать переговоры по соглашению о свободной торговле с ЕС. Это предложение по-прежнему находится на столе, и мы готовы сделать это, как только Азербайджан будет готов.
— Азербайджан и ЕС смогли завершить переговоры по упрощению визового режима, но переговоры по соглашению об ассоциации до сих пор затягиваются. Что является «камнем преткновения» на этих переговорах?
— Соглашение об ассоциации — это обширный и всеобъемлющий документ, так что это нормально, что переговоры занимают некоторое время. Это у меня не вызывает беспокойства. Но это также одна из двух основных «ступеней» Восточного партнерства (другой такой «ступенью» является соглашение о свободной торговле — DCFTA). Пока ни одна из этих важных «ступеней» (соглашение об ассоциации и соглашение о свободной торговле) не была достигнута в отношениях с Азербайджаном. Переговоры с другими странами программы Восточного Партнерства были завершены или будут завершены к саммиту в Вильнюсе в ноябре. Но не с Азербайджаном и, конечно, мы бы приветствовали более быстрый прогресс и в этом вопросе. Команды, проводящие эти переговоры, должны договориться по ряду вопросов, в частности, по некоторым политическим моментам, по которым «общий язык» с тем, чтобы остались довольными обе стороны, пока не был найден. Однако я уверен, что нам удастся преодолеть это.
— ЕС предложил пакет мер по достижению доверия между сторонами нагорно-карабахского конфликта. Согласован ли этот пакет с обеими сторонами?
— Специальный представитель ЕС посол Филипп Лефорт был здесь несколько недель назад. Насколько мне известно, интерес к мерам по укреплению доверия предложенными ЕС существует, но пока нет окончательного согласия для их реализации. Но я хотел бы подчеркнуть очень важный фактор, который касается мер доверия. Давайте будем конкретнее и взглянем на тексты. Если взглянуть на План действий Азербайджан — ЕС, принятый в 2006 году, то первым приоритетом этого широкого плана действий обозначено «способствование мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта». Иногда я слышу, что ЕС не заинтересован в Нагорном Карабахе, но лучшим доказательством, что это неправда, является то, что Нагорный Карабах включен в качестве первого приоритета этого Плана Действий, подписанному Азербайджаном и Евросоюзом. Таким образом, ЕС действительно обеспокоен и готов помочь в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
В Плане действий есть четыре конкретных пункта, которые должны быть реализованы. И если прочесть их, что можно убедиться, что ЕС следует Плану действий, о котором мы договорились вместе с Азербайджаном по Нагорному Карабаху. Первым конкретным действием является «увеличение дипломатических усилий посредством деятельности специального представителя ЕС». И спецпредставитель ЕС посол Лефорт чрезвычайно активен в этой сфере, он часто посещает регион, встречается с сопредседателями.
Вторым пунктом значится «увеличение политической поддержки Минской группы ОБСЕ». И ЕС последовательно и открыто поддерживает Минскую группу как единственный реальный формат переговоров. Мы за пределами Минской группы ОБСЕ, и мы поддерживаем ее, тем самым выполняя этот пункт. Хотя иногда мы даже подвергаемся за это критике. Третьим конкретным действием «является поощрение контактов между людьми». В этом плане, возвращаясь к вашему вопросу, ЕС очень активно предлагает меры по укреплению доверия, потому что мы считаем, что это правильно, это нужно сделать. Это самое подходящее время для обеих сторон договориться о мерах по укреплению доверия предложенных ЕС, и таким образом, мы сможем также продвинуться в реализации Плана действий.
Последним и четвертым пунктом конкретных действий является «активизация диалога с заинтересованными странами». Это то, что ЕС пытаются сделать через своего спецпредставителя, и через бесчисленные количество контактов на всех уровнях наших государств-членов.
— Среди этих предложений был и запрос специального представителя ЕС на посещение Нагорного Карабаха, было ли получено соответствующее разрешение?
— Да, этот запрос был сделан со стороны спецпредставителя ЕС. Потому что мы считаем, что чем больше информации имеем конкретно с места, тем лучше. Специальный представитель ЕС были бы рад посетить Нагорный Карабах с согласия обеих сторон и увидеть все своими глазами. Но на его просьбу пока не было ответа.
— Недавно МИД Азербайджана распространил список «нежелательных лиц», которые без соотвествующего разрешения азербайджанской стороны посетили Нагорный Карабах. В списке есть и бывший спецпредставитель ЕС Питер Семнеби. Как бы Вы это прокомментировали?
— Я видел информацию об этом. Но важно отметить, что его имя было внесено туда, не за что, что было сделано во время его деятельности в качестве специального представителя ЕС. Его имя было внесено в список, потому что, по-видимому, он отправился туда после окончания своей миссии специального представителя ЕС… Я убежден, что у господина Семнеби не были никаких неверных намерений. Я также видел заявление, в котором МИД Азербайджана отмечал, что данный список является «гибким» и в ряде случаев он может быть рассмотрен.
— Что нового вы узнали об Азербайджане за это время? Собираетесь ли вы использовать полученный здесь опыт на вашей новой должности?
— Все, что делается в жизни, является источником знаний и опыта. Конечно, я многому научился за эти четыре года. Я пытался сделать все от меня возможное и быть полезным Азербайджану, поддерживать все слои общества, от государственных и общественных структур до представителей гражданского общества и бизнеса. Мы пытались совместить интересы ЕС и Азербайджана, совместить наши политики друг с другом. «Красной линией» всего, что мы делаем здесь, всегда были поддержка и конструктивное отношение к этой стране, и уважение к суверенитету и независимости Азербайджана. Это ключевые элементы для нас. Мы рассматриваем Азербайджан как независимое, суверенное государство, которое само принимает решения. Иногда нам нравятся эти решения, иногда мы хотим, чтобы они были другими, но это политика. И мы просто продолжаем работать над этими вопросами в духе взаимного уважения. Для ЕС всегда важно относиться к своим партнерам как к равноправным партнерам в духе взаимоуважения, и пытаться разработать политику, в основе которой лежат общие интересы, и, я надеюсь, более сильное, общее будущее.