Российский политолог: «Визит Путина означает символическую поддержку Ильхама Алиева на выборах»

print

Российский политолог: «Визит Путина означает символическую поддержку Ильхама Алиева на выборах»

Интервью Vesti.Az с известным  российским политологом, экспертом Института русского зарубежья Виталием Журавлевым.

— Чем на Ваш взгляд вызван визит Путина в Азербайджан?

— Визит Владимира Путина в Азербайджан вызван рядом причин. Прежде всего, это межгосударственные вопросы в сфере экономики и политики. Под экономикой подразумевается, в первую очередь, сотрудничество в энергетической сфере. Напомню, что недавно было подписано межправительственное Соглашение о мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и энергетической системы Азербайджанской Республики. Речь пойдёт и о развитии торговых отношений между Азербайджаном и Россией.

Как известно, Азербайджан крупнейший торговый партнёр России из стран Южного Кавказа. Будет затронуто и гуманитарное сотрудничество между двумя странами. Полагаю, президенты Путин и Алиев обсудят блок вопросов, связанных с прикаспийской тематикой. Не обойдётся без обсуждения и ситуации вокруг Нагорного Карабаха, но, скорее всего, оно не приведёт к заметным миротворческим инициативам. Вполне вероятно, что могут быть рассмотрены какие-то аспекты военно-технического сотрудничества, учитывая, что Азербайджан является самым крупным потребителем продукции российского ВПК в СНГ. То есть, объективно существует ряд тем, которые требует своего решения на самом высоком уровне.

Есть ещё одна, не афишируемая официально, но подспудно очень значимая причина: это грядущие выборы президента Азербайджана. И в этом контексте визит Путина означает символическую поддержку Ильхама Алиева на выборах. Это, в свою очередь, предполагает готовность Москвы к конструктивному взаимодействию с Баку в течение следующего президентского срока Алиева в случае его нового избрания, что представляется весьма вероятным.

— Каково Ваше отношение к размышлениям западных аналитиков о том, что Путин обязательно обсудит с Алиевым позицию Баку по «иранскому вопросу», учитывая то обстоятельство, что после Азербайджана Путин может посетить и Иран?

— Иранская проблема для России является исключительно важной, поскольку развитие событий в Иране отразится на её южных границах и регионах. Всё это идёт в контексте большой геополитической игры, в которой задействованы такие игроки как: США, Израиль, арабские государства, Турция и др.

Азербайджан может быть вовлечён в иранские события в разных качествах: плацдарма; участника; буферной зоны; разменной территории; транзитной области и т.п. Для государственности Азербайджана возможный конфликт в Иране станет прямым вызовом и сделает Баку не сторонним наблюдателем, а актором конфликта. Иной сценарий наблюдателя означает, что судьбы страны и народа решается исключительно внешними силами. Поэтому и для Москвы, и для Баку важно определиться с возможным ходом событий в Иране, с формами рефлексии на возможные сценарии. Так что вопрос Ирана, на мой взгляд, должен занимать важное место в переговорах Путина и Алиева.

— Можно ли считать, что отношения между Азербайджаном и Россией нормализовались?

— Это, смотря, что мы вкладываем в понятие «нормализация отношений». С точки зрения международного права Азербайджан и Россия находятся в нормальных отношениях, у них нет взаимных претензий и споров. С точки зрения экономического сотрудничества, Азербайджан и Россия являются деловыми партнёрами во многих областях, в том числе и военно-технической. С точки зрения международного сотрудничества обе страны взаимодействуют в рамках СНГ, являются участниками Организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ОЧЭС). С другой стороны, Баку не особенно стремится в новые интеграционные проекты на постсоветском пространстве, которые инициированы Россией, не является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), не хватает координации двух стран в энергетической политике и т.д.

Особняком стоит тема Нагорного Карабаха, в которой Россия старается занимать нейтральную позицию посредника, что вызывает временами определённые разногласия со сторонами конфликта. Как известно, Москва и Баку не смогли договориться по продлению аренды Габалинской РЛС. В целом, отношения между двумя странами являются нормальными, партнёрскими, но при этом есть определённые противоречия и различия в позициях, что также является нормальным явлением, поскольку они происходят в рамках международного права и обусловлены экономической и политической конъюнктурой.

— Уходит ли Ереван к Европе и как это отразится на армяно-российских отношениях?

— Не думаю, что Ереван уйдёт слишком далеко в этом направлении. Армяно-российские отношения продиктованы для Еревана, при наличии, конечно, известных исторических и религиозных факторов, высокой степенью прагматизма. Именно Москва является для Еревана донором экономической стабильности и безопасности.

Не секрет, что Армения находится в сложном экономическом положении и Россия является её основным инвестором, хотя западные структуры её также кредитуют. Членство в ОДКБ гарантирует Армении безопасность. Надо отметить, что безопасность для Армении и России в этом регионе означает разные вещи. Для России это геополитический фактор стабильности на южных рубежах. Для Армении это вопрос национальной безопасности в прямом смысле – безопасность физического существования нации и государства. Смогут ли Вашингтон и Брюссель реально заменить Москву в этой роли? Хватит ли влияния армянского лобби на Западе, чтобы были приняты соответствующие решения? Всё это под большим вопросом.

Поэтому Ереван может идти очень далеко на Запад, но при этом непонятно, что он в итоге там найдёт. Для армяно-российских отношений это будет означать их быстрое сворачивание. Процесс будет болезненным, в первую очередь, для самой Армении и для многочисленной армянской диаспоры в России. Вообще складывается впечатление, что политические лидеры в Ереване не вполне адекватно оценивают ситуацию и прогнозируют все последствия антироссийских действий для своей страны.