
Тогрул Нариманбеков — выдающийся представитель азербайджанского искусства живописи, лауреат Государственных премий СССР и Азербайджанской Республики, народный художник СССР и Азербайджана, обладатель высших наград независимого Азербайджана — «Истиглал» и «Шараф».
Как передает VAKinfo со ссылкой на Day.Az, 7 августа, Тогрулу Нариманбекову исполнилось бы 85 лет.
Художник еще с юных лет впитывал в себя все богатство красок Азербайджана, родного Баку и Абшерона, где даже обычный гранат кажется маленьким солнцем.
Первая же картина «Заря над Каспием», созданная в 1957 году, и представленная на выставке в Москве, сделала его знаменитым. Поразила и очаровала любителей искусства его «Заря над Каспием» прежде всего неординарным подходом к теме труда, романтической приподнятостью, ярко выраженным, самобытным индивидуальным живописным языком, искренностью и задушевностью запечатленных образов. Потом ее триумфальное шествие продолжилось на выставках в Киеве, Риге, Тбилиси, за рубежом. Своеобразным продолжением «Зари над Каспием» стали «Все дальше в море», «Эстакада», «Сильнее шторма». Все его пейзажи не просто красочны, ярки, декоративны, но и отражают необычайную любовь художника к родному краю.
Лейтмотивом творчества Тогрула Нариманбекова стала его самая большая и незабвенная любовь к родной стране, родному городу. С особой нежностью и трепетом он пишет Старый город, Девичью башню, кружевные минареты древних мечетей.
Произведения Тогрула Нариманбекова — декоративно-праздничные, построенные на напряженном, восходящем к национальным традициям азербайджанского искусства цветовом ритме, отличаются энергичностью мазка и звучностью колорита. Мастер кисти всегда считал, что необходимым для искусства (в частности, живописи) возвращение к истокам национальной культуры. Свое творчество описывал как сочетание абстрактного и фигуративного искусства.
Большую роль в развитии Тогрула Нариманбекова, как большого мастера, сыграли богатые традиции азербайджанского искусства, образцы старинной миниатюры и ковроткачества. Главные особенности, определявшие его индивидуальный стиль, были тесно связаны с присущей нашему декоративному искусству гармонией красок и новыми направлениями современного мирового искусства. Творческий путь художника занимает исключительное место в летописи национальной культуры и составляет одну из ярких страниц истории живописи.
Нарисованные Тогрулом Нариманбековым картины в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта, бытовом жанре, являясь ценными произведениями современной азербайджанской живописи, успешно демонстрируются в престижных выставочных залах, художественных галереях и музеях искусств, хранятся в музеях различных государств и частных коллекциях.
Тогрул Нариманбеков скончался 2 июня 2013 года на 83-м году жизни. Художник похоронен в Париже на центральном кладбище Пасси.