Министерство по налогам Азербайджана разработало законопроект о стимулировании безналичных платежей и ограничении наличных расчетов с учетом международной практики.
Как сообщила начальник Главного юридического управления министерства по налогам Азербайджана Самира Мусаева, в настоящее время документ находится на рассмотрении правительства страны и проходит согласование с соответствующими министерствами и ведомствами, после обобщения заключений которых он будет представлен на утверждение, передает ВАК со ссылкой на Trend.
Поручения по разработке этого закона были даны в Указе главы государства в связи с применением закона о внесении поправок в Налоговый кодекс в 2013 году.
«После изучения опыта США, стран Европы, Сингапура, Японии и на основе наиболее успешных моделей был разработан законопроект, предусматривающий стимулирующие и ограничивающие меры», — сказала Мусаева.
Принятие стимулирующих мер без административных не будет столь эффективным, поэтому предлагается применение финансовых санкций, ограничительных мер на использование наличных расчетов, а также неучета в расходах налогоплательщика этих платежей, сказала представитель министерства.
Налоговое законодательство, по ее словам, допускает принятие закона, предполагающего временное введение налоговых льгот и освобождений. В проекте налоговые льготы предусмотрены сроком на три, пять лет, в виде снижения ставки налога (в частности, по НДС), или освобождения от уплаты налогов. При этом указаны конкретные сферы деятельности, которые освобождаются от уплаты НДС. В некоторых случаях освобождение от НДС будет сопровождаться применением налога на прибыль к общему обороту.
«Эти преференции распространяются на безналичный оборот плательщиков налога на прибыль, НДС, упрощенного налога и других видов налогов в отдельных случаях, — сказала Мусаева. — В законопроекте предлагается дифференцировать налоговые льготы: преференции будут отличаться в зависимости от сферы деятельности, оборота, для плательщиков НДС и упрощенного налога, а именно для объектов по продаже хлеба и мебели, домов торжеств и мелких торговых объектов льготы будут разными».
В целом, по ее словам, льготы предлагаются для всех объектов розничной продажи и обслуживания в отношении безналичной части их оборота, а ограничительные меры — для налогоплательщиков в отношении одной сделки, хотя потребитель может платить наличными любую сумму, что не запрещается законодательством.
В этой связи стимулирующие меры предусмотрены также для потребителей, а именно, в случае безналичной оплаты услуг или товаров, определенная часть из оплаченной суммы в виде бонусов будет начисляться на счет владельца платежных карт.
«Для налогоплательщиков ограничения могут быть введены в отношении наличных расчетов в общем объеме месячного оборота или одной сделки», — сказала глава управления министерства.
На начальном этапе предлагалось ввести ограничения на сумму свыше пяти тысяч манатов, а именно, если в рамках одной сделки сумма превысит, к примеру, пять тысяч манатов, то сделка по той части, которая превышает эту сумму, должна проводиться только в безналичной форме. В противном случае, эти платежи налогоплательщик не сможет включить в свои расходы, и в отношении него могут быть применены финансовые санкции.
По словам Мусаевой, в проекте закона ограничительные меры не распространяются на объекты розничной продажи продовольственных товаров, в том числе хлебобулочной продукции. Вместе с тем, для этих объектов предусматривается введение большого количества льгот, чтобы стимулировать в них использование безналичных расчетов.
Мусаева не стала раскрывать сумму ограничений и размеры налоговых ставок [с учетом снижения] ввиду того, что проект находится в процессе обсуждения.
«Мы надеемся, что этот законопроект с учетом предложений заинтересованных сторон будет еще более усовершенствован, чтобы обеспечить большой прорыв в развитии безналичных расчетов в стране», — сказала Мусаева.
Осуществление этих мероприятий преследует три цели: стимулирование населения к безналичным расчетам, что позволит ему заработать бонусы, повышение эффективности выплачиваемых предпринимателями налогов и на льготных условиях, а государство сможет конкретизировать налогооблагаемую базу в стране в результате снижения доли недекларированной экономики.
«К тому же предлагаемые льготы сопровождаются большими расчетами во избежание потерь как для госбюджета, так и налогоплательщиков и потребителей», — сказала Мусаева.
В связи с подготовкой этого законопроекта в проекте поправок в Налоговый кодекс на 2014 год не предусматривается изменение налоговых ставок.