Афоризмы

Достопримечательности

1. Азых. Одна из крупнейших карстовых пещер Азербайджана. Находится в Ходжавендском районе. В пещере имеются шесть соединяющихся друг с другом комнат. Археологическое изучение пещеры началось в 1960 году. В 1968 году здесь была обнаружена нижняя челюсть первобытного человека, возраст которой составляет 350 000 лет. Это третья подобная находка в мире. В процессе раскопок было выявлено 10 культурных слоев, свидетельствующие о том, что первобытные люди жили здесь в течение длительного периода. Населявшие пещеру люди занимались собирательством, охотой и рыболовством. Азыхская пещера доказывает, что человек обосновался на территории Азербайджана в глубочайшей древности.

2. Атешгях — храм огнепоклонников. Абшерон испокон веков славился своими естественными источниками огня, на которых еще в древности сооружались святилища и храмы огнепоклонников. Один из таких храмов находится в 30 км от Баку в поселке Сураханы. Храм воздвигнут в XVII-XVIII веках индийскими купцами на месте более древнего сооружения. В плане храм представляет собой пятиугольную огороженную забором территорию, в центре которой расположена ротонда-святилище, где постоянно горит огонь. По внутренней части забора-ограды находятся кельи для отшельников и жрецов, ритуалы которых описаны побывавшими здесь в разное время Александром Дюма-отцом, Дмитрием Менделеевым, немецким путешественником Э.Кемпфером и многими другими. Естественный огонь в храме горел до 1883 года. В настоящее время является государственным заповедником.

3. Гандзасарский монастырь находится в селении Ванглу Кяльбаджарского района. На протяжении столетий монастырь служил не только резиденцией католикосов Кавказской Албании, но и родовой усыпальницей албанских князей. Основные строения монастыря воздвигнуты в XIII веке. Монастырский комплекс состоит из храма, зала и вспомогательных помещений. Весь комплекс обнесен крепостными стенами, имеющими входы с южной и за-
падной сторон. Молельный зал церкви имеет крестообразную форму. Центральную часть зала перекрывает высокий барабан купола. С наружной части на барабане имеются различные сюжеты и изображения в технике барельефа. С момента своего основания в XIII веке и вплоть до XIX столетия Гандзасарский монастырь являлся духовным и культурным центром Кавказкой Албании.

4. Гарабагларский мавзолей. Находится в одноименном селе Кенгерлинского района Нахчыванской Автономной Республики. Мавзолей является составной частью целого архитектурного комплекса, в который также входят два минарета и строение, расположенное между ними. Время постройки датируется XIII столетием. Предполагается, что мавзолей воздвигнут в честь Гути Хатун, супруги правителя государства Ильханидов Хулагу хана. Мавзолей представляет собой 12 полуцилиндрических окружностей, образующих барабанную конструкцию. Поверхность мавзолея покрыта глазурованными изразцами бирюзового цвета. Входной проём сооружения богато декорирован. В 2003 году мавзолей был отреставрирован.

5. Гобустан — географический район к юго-западу от Баку, где создан национальный историко-художественный заповедник. Здесь на склонах гор Кичикдаш, Беюкдаш, Джингирдаг, Шонгар и Шыхгая обнаружена целая галерея наскальных изображений, охватывающих огромный исторический срез от эпохи верхнего палеолита до позднего средневековья. Этот комплекс как уникальный памятник мирового значения включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего здесь выявлено около 6000 наскальных рисунков и композиций, отражающих мировоззрение, занятия и образ жизни первобытных людей. Помимо наскальных рисунков, на территории заповедника имеются курганы, укрытия и убежища первобытных людей, изобилующие богатым археологическим материалом. Кроме того, в процессе исследований на ряде камней обнаружены надписи на арабском языке, фарси и латыни. Последняя свидетельствует о пребывании в этих краях в I столетии нашей эры римских легионеров. Многие наскальные рисунки, помимо научной значимости, обладают высокими художественными достоинствами, свидетельствуют об уровне цивилизации у людей, населявших эту территорию в далеком прошлом.

6. Гыз Галасы (девичья башня) в Гядабее. Крепость-цитадель сооружена в труднодоступной местности близ селения Сёюдлю Гядабейского района из местного груботесаного камня. Крепость находится на вершине горы, что позволяет обозревать большую территорию. Возможно, что она с другими замками и крепостями, расположенными по соседству, составляла единую оборонительно-наблюдательную систему.

7. Дворец Сардара. Являлся резиденцией правителей азербайджанского Эриванского ханства. Предположительно построен в XVIII столетии. Дворец богато декорирован. В оформлении его интерьера активное участие принимал известный азербайджанский художник Мирза Гадим Эривани. В XX веке дворец был разрушен армянскими националистами, и сегодня составить целостную картину его архитектурно-композиционных особенностей проблематично.

8. Дворец Шекинских ханов воздвигнут в исторической части города Шеки во второй половине XVIII столетия. Дворец, служивший летней резиденцией, имеет два этажа, шесть комнат, четыре коридора и два украшенных зеркалами балкона и помимо архитектурных особенностей знаменит своим декоративным убранством. В декоре интерьера дворца использованы резьба по гаже, стенные росписи и деревянные шебеке. Наибольший интерес представляют стенные росписи, которые отражают не только эстетические вкусы того времени, но одновременно служат ценным источником по истории Шекинского ханства.

9. Девичья башня. Возвышается в юго-западной части Старого Баку — Ичеришехер. Согласно последним исследованиям, это уникальное сооружение воздвигнуто в два этапа: нижняя часть в VI-VII вв., а верхняя надстройка — в XII веке. Высота башни 29,7 м, а диаметр — 16,5 м. Башня имеет цилиндрическую форму и состоит из восьми ярусов, соединенных между собой каменной лестницей, прорубленной в толще сооружения. О ее предназначении имеется много версий и различных легенд. По своим конструктивным особенностям не имеет аналогов на всем Востоке. Девичья башня вместе с дворцом Ширваншахов и крепостными стенами Баку включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

10. Джума мечеть в Гяндже. Часто называется мечетью Шаха Аббаса. Расположена в центре Гянджи. Построена в 1606 году по проекту архитектора Шейха Бахеддина Мохаммеда Амиля. В 1776 году к мечети были пристроены два минарета. Мечеть построена из красного кирпича — традиционного для этого региона строительного материала. В медресе этой мечети преподавал каллиграфию выдающийся азербайджанский поэт и ученый Мирза Шафи Вазех.

11. Джума мечеть в Шамахе. Одно из наиболее ранних мусульманских сооружений на всем Кавказе – изначально построена в VII-VIII веках, в дальнейшем подвергалась многочисленным дополнения и переделкам. Последняя такая перестройка была осуществлена в 1909 году после разрушительного землетрясения в Шамахе. Именно после этой незавершенной реконструкции мечеть приобрела нынешний вид. Здание имеет форму прямоугольника длиной 47 м и шириной 28 м. Внутренняя часть мечети состоит из трёх залов квадратной формы. По своим размерам и значимости этот памятник занимает особое место среди культовых сооружении мусульманского периода.

12. Каравансарай в Шеки. Находится в исторической части города Шеки. Воздвигнут в XVIII веке и имеет общую площадь в 6000 м2 . В качестве строительного материала использованы традиционные для этого региона кирпич и речной камень. Каравансарай имеет три этажа, каждый из которых имел свое функциональное предназначение. Этот памятник наглядно свидетельствует о том, что Азербайджан и Шеки в частности играл важную роль в торговле между Востоком и Западом, Севером и Югом.

13. Комплекс дворца Ширваншахов расположен в исторической части города Баку и представляет собой одно из наиболее выдающихся произведений не только азербайджанской архитектуры, но и всего зодчества Востока. Комплекс расположен на центральном холме и состоит из самого дворцового сооружения, здания Диванханы (судилища), фамильной усыпальницы Ширваншахов, дворцовой мечети, мавзолея ученого-философа Сейида Яхья Бакуви, мечети Кей Кубада (сохранился лишь фундамент), так называемых ворот Мурада, дворцовой бани и овдана. Основные здания комплекса построены в XV столетии, хотя, скорее всего, часть их возведена на месте более ранних сооружений. Все здания возведены вокруг 3 площадок, расположенных на разных
уровнях и соединенных между собой узкими каменными лестницами. Комплекс характеризует высокопрофессиональная пространственно-художественная композиция, уникальная резьба по камню и гармоничное соответствие форм сооружений рельефу местности. Комплекс дворца Ширваншахов включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

14.Комплекс Имамзаде в Гяндже. Расположен близ города Гянджа на месте старого кладбища. Купол центрального сооружения покрыт орнаментально декорированными голубыми изразцами. Предполагается, что первичное сооружение было воздвигнуто здесь в VIII веке. В дальнейшем комплекс неоднократно переделывался, в последний раз в 1878 году.

15. Красный мост находится в Газахском районе на пограничной с Грузией реке Храм. Название «Красный мост» связано с использованным в строительстве красным камнем.  Иногда мост называют Сыныг Кёрпю (сломанный мост). Длина моста — 175 м. Воздвигнут в XII веке на месте более раннего сооружения.

16. Мавзолей в Барде. Построен в 1322 году зодчим Ахмедом ибн Эйюбом аль Хафизом Нахчывани, о чем свидетельствует надпись над северным входом, и по своим архитектурно-художественным особенностям близок к мавзолею в селении Гарабаглар. Подобно своему гарабагларскому аналогу, украшен орнаментальным декором из бирюзовой глазури, образующей многократно повторяющееся слово «Аллах».

17. Мавзолей Гутлу Муса. Находится в селении Хачин Тюрбетли Агдамского района. Судя по надписи, построен в 1314 году. Мавзолей имеет конусообразную форму, корпус его выполнен в виде двенадцатигранной призмы. Возведен из известняка с желтоватым оттенком. На девяти гранях сооружения имеются ниши, а на северной, западной и восточной сторонах устроены входные двери. Все проемы мавзолея украшены сталактитовым орнаментом. Над входными дверями по бокам неглубоким рельефом выполнены сюжетные композиции с изображениями животных. Для придания изображениям большей контрастности они выкрашены охрой. Мавзолей Гутлу Муса как по своим конструктивным, так и художественным особенностям является ярким образцом аранской школы архитектуры.

18. Мавзолей Дири Баба находится вблизи поселка Мараза и построен в XV столетии. Согласно историческим сведениям, он воздвигнут на месте захоронения известного шейха, жившего в этой местности. Мавзолей сооружен в скалистом овраге, склон которого использован в качестве задней стены усыпальницы. Мавзолей имеет два этажа. В декоре использован орнамент, часто встречающийся на памятниках ширванской архитектурной школы.

19. Мавзолей Момине Хатун. Одно из выдающихся произведений азербайджанской архитектуры, жемчужина зодчества Востока. Автором этого произведения, воздвигнутого в Нахчыване в 1186 году, является зодчий Аджеми Абубекр Нахчывани. Мавзолей сооружен на месте захоронения Момине Хатун, супруги основателя азербайджанского государства атабеков Шемседдина Эльдагиза. Мавзолей высотой 34 м состоит из наземной части и подземной камеры. В плане он представляет собой 10-гранную конструкцию, каждая из поверхностей которой оформлена неповторяющимся геометрическим узором, составленным с помощью сырцовых кирпичей – основного строительного материала, с вкраплениями изразцов бирюзового цвета. Аналогичным образом составлена эпиграфическая надпись, опоясывающая сооружение по верхнему краю. Из сохранившихся рисунков и фотографий конца XIX столетия видно, что вокруг мавзолея в свое время существовал целый мемориальный комплекс.

20. Мавзолей Юсифа ибн Кусейра находится в городе Нахчыван. В соответствии с надписью, сооружение было воздвигнуто в 1162 году зодчим Аджеми Абубекром Нахчывани. Мавзолей состоит из подземной камеры и восьмигранной наземной части, увенчан куполом в форме пирамиды. В качестве строительного материала использован сырцовый кирпич.  Поверхность граней мавзолея покрыта искусно выполненным геометрическим узором. В целом памятник, несмотря на небольшие размеры, производит монументальное впечатление и по праву считается одним из наиболее выдающихся произведений азербайджанской архитектуры.

21. Мярдакянская крепость. Средневековое оборонительное сооружение четырехугольной формы. Воздвигнута в XII веке в эпоху ширваншаха Ахситана и служила составной частью целой системы крепостей и замков на территории Абшеронского полуострова.

22. Нардаранский замок. Сооружен близ селения Нардаран в XIV столетии. Центральная башня высотой в 12,5 м имеет круглую форму. Надпись на башне свидетельствует о том, что она построена в 1301 году архитектором Махмудом Абу Саадом.

23. Раманинский замок. Замок в абшеронском селе Рамана, находится на скалистой возвышенности. Воздвигнут в XIII-XIV веках из местного песчаника. Высота замка — 15 м.

24. Ханега на реке Пирсаат. Находится в 127 км к югу от Баку на территории Хаджигабульского района. Воздвигнута в XII-XIV веках на месте захоронения видного мыслителя и ученого Пир Гусейна; окружена крепостными стенами, внутри которых находятся мечеть, минарет, приёмная зала, жилые помещения и мавзолей. Интерьер комплекса был богато украшен резьбой и декорирован глазурованными плитками. Часть декора в настоящее время хранится в Государственном эрмитаже в Санкт-Петербурге, остальное — в Музее азербайджанской литературы. В 2007 году комплекс был основательно отреставрирован.

25. Храм в селении Киш. Это первая христианская церковь на Южном Кавказе, находится в Шекинском районе. Сооружение воздвигнуто из камня и облицовано искусно обработанными плитами. Храм не имеет надписей, но по своим конструктивным и архитектурно-художественным особенностям может быть отнесен к III столетию. На протяжении многих веков храм в селении Киш являлся духовно-просветительским центром Кавказской Албании.

26. Худаферинские мосты построены на пограничной с Ираном реке Араз, разделяющей исторический Азербайджан на две части. Они находятся в селении Гумлаг Джебраильского района. Сохранились два моста, расположенных неподалеку друг от друга. Один, имеющий 15 пролётов, по своим архитектурным особенностям может быть отнесён к XII столетию; скорее всего он возведен на месте более древнего сооружения. Общая длина моста составляет 200 м, ширина — 4,5 м. Все пролёты моста сооружены из кирпича, а основания — из речного камня. Другой мост, расположенный выше по течению, имеет 11 пролётов, построен целиком из камня и облицован большими каменными плитами. Этот мост также сооружен на месте более ранней постройки. Длина моста 130 м, ширина 6 м. Его основанием, как и в первом случае, служат выступающие из реки скалы. Эти мосты, находившиеся на основных транспортных артериях исторического Великого шелкового пути, выполняли важную роль в культурном обмене между Западом и Востоком.

27. Чыраггала находится в 20-25 км от города Девечи на вершине горы. Исследователи предполагают, что это было дозорно-смотровое сооружение, воздвигнутое в IV-VI столетиях и входившее в мощнейшую систему прикаспийских оборонительных сооружений. Чыраггала являлась основным элементом Гильгильчайской оборонительной стены. При строительстве крепости удачно использован рельеф местности. Ее местоположение позволяет обозревать большую территорию и предупреждать об угрозе с помощью огней, зажигаемых на башнях. Вероятно, отсюда и название Чыраггала – «крепость-светильник».

28. Шуша. Город основан в 1756-1757 годах карабахским правителем Панахали ханом как оборонительное укрепление в обширной системе крепостей. Изначально город в честь основателя назывался Панахабад. Уже к концу XVIII века Шуша превратилась в один из самых развитых городов всего Кавказа. Вокруг города были возведены высокие мощные стены, появились многочисленные кварталы ремесленников. Уже тогда город отличался своей красотой – это отмечали все путешественники и историки. Дома имели крытые галереи с каменными колоннами. Рыночные площади города были большими, главная площадь – Мейдан была застроена рядами торговых лавок, двухэтажным каравансараем, здесь стояла также соборная мечеть с двумя минаретами. Шуша — храм азербайджанской культуры; его называют консерваторией Кавказа. Во многих зажиточных домах стены и потолки были украшены орнаментальными композициями и сюжетно-тематическими росписями, изображающими в основном батальные сцены, портреты правителей и древних сказочных героев. До настоящего времени дошли несколько зданий с художественными росписями, исполненными известным мастером Гамбаром Гарабаги (вторая половина XIX в.). Это дома Керимбека Мехмандарова, Гаджи Мамедова, Искендера Рустамова и Сафибековых. В планировке и застройке Шуши в первоначальный период развития города активно участвовал знаменитый поэт и дипломат, великий визир Карабахского ханства Молла Панах Вагиф. Им были определены основные стратегические и оборонительные точки крепости, цитадель, замки, дворец хана и постройки для его приближенных. Планировочная структура крепости создавалась в два этапа: строительство ядра крепости и последующий этап, когда строительные работы, исчерпав сравнительно ровную территорию восточной части, было перенесено западнее, в более пересеченную местность. В пределах основных улиц города обра-зовались жилые кварталы различных размеров. В восточной части Шуши было 17 мэхэллэ — кварталов: девять нижних — «ашагы мэхэллэ» и восемь верхних — «юхары мэхэллэ». Во второй половине XIX века все кварталы оформляются в структуре города как цельные планировочные образования со своими развитыми общественными центрами – мечетью, баней, фонтаном-киоском и лавками. В западной части Шуши образовались 12 кварталов, со своими планировочными центрами. Восточная и западная части города составляли единое целое, как в архитектурном, так и строительном плане. Основателем карабахской архитектурной школы был Кербалаи-Сэфи-хан Гарабаги (1817-1910), который построил почти все крупные культовые сооружения (мечети, медресе, имамзаде). Он изменил стилистическую направленность архитектуры, творчески использовал особенности традиций, создав новые композиционные и конструктивные приемы. Среди его творений можно отметить пятничную мечеть Говхар-ага, Ашаги-мечеть, мечеть «Саатлы» и другие сооружения, созвучные его эпохе.