Афоризмы
19
03.2007

С ПРАЗДНИКОМ НОВРУЗ БАЙРАМЫ!!!

100_3719

От имени азербайджанской диаспоры Челябинской области искренне поздравляю Вас праздником Весны — Новруз Байрамы! Желаю, чтобы из ваших «сямяни» всегда произрастали ростки будущего, а творения и дела на жизненном пути предопределяли вашу судьбу. Счастья Вам и вашим близким.

Председатель АКЦ «Озан» Р. Р. Кулиев

… В Азербайджане Новруз байрамы — один из самых любимых и древних праздников. И вряд ли есть необходимость подробно описывать его обычаи. Празднование Новруза начинается задолго до его наступления: четыре последние среды уходящего года открывают дорогу весне и посвящаются четырем стихиям зороастризма: воздуху, земле, воде и огню. Особенно ярко и пышно отмечается по традиции последняя, «од чершенбеси», когда обычай советует минимум трижды перепрыгнуть через горящий костер — это считается обрядом очищения. Вряд ли стоит напоминать о традиционных сладостях, выпекаемых на Новруз: пахлава, шекербура, шоргогалы…Обязательным атрибутом является хонча, где должно быть минимум семь компонентов орешков, сладких сухофруктов…Вряд ли имеет смысл подробно описывать обычай «гуршаг атды» — «анонимное» угощение сладостями детей.

Но сегодня, после семи десятилетий запретов и гонений, мы, увы, помним лишь ничтожную часть обычаев, связанных с Новрузом. И сегодня постепенно возрождаются многие его обычаи — от народных фольклорных персонажей «кеса» и «кечала» до традиционных танцев и плясок, ярких «новруз кярванлары», выступлений канатоходцев, соревнований силачей. И самое главное, теперь приходится по крохам восстанавливать песни, народные игры и ритуалы, многие из которых просто невозможно повторить в городских условиях. Именно в день Новруза начинались полевые работы, и на свежевспаханном поле проходили особые ритуальные игры, участники которых свято верили, что если во время веселой церемонии они пожелают друг другу изобилия, как следует попросят у Светлого Неба, Голубого Неба, Черного Неба достатка, то и урожай будет обильным, и дни будут удачливыми.

Проявлялись здесь и кочевые культы и обычаи, к примеру, теперь уже мало известный обряд «сая», то есть заготовки верхней части обуви, где отразились древние представления о гармонии человеческих отношений. Согласно им, к изобилию и благоденствию ведут три пути. Первый из них — возжелать изобилие и торжественно возгласить о нем; второй путь — неустанный труд во имя этого блага; и, наконец, третий путь к изобилию — отказ от злонамеренности, взаимоподдержка, стремление к добропорядочности, справедливости, милосердию. «Обряд заготовки сая» начинается с того, что старший чабан, подгоняя отобранных овец к калиткам тех, кто владел ими — «овечьих беков», требовал перед окотом «долю саячы» — животных для раздачи тем, у кого не было овец и баранов. Считалось, что этот обычай, в основе которого лежала «обрядовая благотворительность», способствует удачному приплоду у овец, за чем вполне ясно прочитывалось всеобщее благополучие.

1115