Каждый год 20 января азербайджанцы всего мира отдают дань памяти жертвам кровавых событий, произошедших в 1990 году. Тогда для подавления протестов народа руководители Советского Союза отдали приказ ввести в Баку войска.
Операция по вводу войск началась 19 января и сопровождалась обстрелом случайных прохожих и автомашин. К нулю часов 20 января, еще до вступления в силу указа Президиума Верховного Совета СССР о введении в Баку чрезвычайного положения, было убито 9 человек. Только в 7 утра по республиканскому радио объявили о введении чрезвычайного положения и введении комендантского часа. К этому моменту уже 82 человека были убиты и 20 смертельно ранены.
Всего же, по данным комиссии Верховного Совета Азербайджана (цитируем), «вследствие незаконного введения войск в Баку погиб 131 человек и более 700 получили ранения.
Январская трагедия навсегда вошла в национальное сознание азербайджанского народа как самое скорбное событие в новейшей истории Азербайджана.. Как глубокий трагический рубец в народной памяти. И в то же время – как исторический рубеж на пути к национальной независимости, государственной самостоятельности. Нельзя понять суть и значение январских событий вне контекста логики тех процессов, которые происходили в Азербайджане на протяжении двух предшествующих лет.
Они восходят к событиям февраля 1988 года, положившим начало карабахскому конфликту. Сепаратистские выступления в Нагорном Карабахе, территориальные претензии, прозвучавшие как гром средь ясного неба, на многотысячных митингах в Ереване, вызвали возмущённую реакцию в Баку. На стихийных митингах научной и преподавательской интеллигенции, студенческой молодёжи, на собраниях в трудовых коллективах люди требовали политической и правовой оценки антиконституционных выступлений в Армении, защиты территориальной целостности республики.
Инертное поведение союзных и республиканских властей вели к росту протестного движения. И очень скоро с требованиями обеспечить суверенитет республики, в обществе впервые заговорили о социально-экономических и культурных проблемах, зазвучала критика пороков и злоупотреблений коррумпированной партийной и советской бюрократии, которая стала основой для складывания политической оппозиции. По мере обострения карабахского конфликта росла общественно-политическая нестабильность в республике. Каждая новая волна этнополитического кризиса вовлекла в свою орбиту всё более широкие слои населения, пока, наконец, кризис не достиг своего пика в январе 90 года.
Бакинский январь стал одним из наиболее острых проявлений кризиса политической системы, политики перестройки и демократизации в СССР. Центральные власти СССР, во главе с М.С. Горбачевым оказались не готовы и неспособны к новым, действительно демократическим взаимоотношениям с элитой и народами национальных республик. Это был кризис, приведший к такому глубокому разрыву между массами и руководителями, республикой и центральной властью, что его оказалось невозможным преодолеть. Под вопросом оказался не только номенклатурный слой Азербайджана, но и общественно-политический строй, сам СССР.
В итоге январь стал рубежом, перейдя который люди чувствовали – к прошлой жизни и прежним отношениям возврата уже не будет. Хотя в тот момент многими это еще не вполне осознавалось, но в общественном сознании происходили необратимые сдвиги, стала проявляться тенденция к реализации национального суверенитета.
20 января 2010 года в Челябинске представители АКЦ «Озан» почтили минутой молчания память погибших.