Карабах
Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. Название Карабаха, считающегося неотъемлемой частью Азербайджана, произошло от азербайджанских слов «гара» (черный) и «баг» (сад). Словосочетание «гара» и «баг» обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. Отнесение этого словосочетания во всем мире к конкретной территории Азербайджана является неопровержимой истиной. Слово «Карабах», которым азербайджанский народ назвал часть своей родной земли, упоминалось еще в первоначальных источниках 1300 лет тому назад (с VII века!). Вначале «Карабах» как историко-географическое понятие обозначало конкретное пространство, впоследствии же было отнесено к обширной географической территории Азербайджана. Кстати, это характерно для Азербайджана: город Нахчыван — Нахчыванская область, город Шеки — Шекинская область, город Гянджа — Гянджинская область, город Лянкяран — Лянкяранская область и т.д.
История формирования «Карабаха» как названия конкретной области, региона Азербайджана позволяет в более научной форме объяснить его этимологию, потому что в азербайджанском языке (так же как и в других тюркских языках) слово «гара», кроме обозначения цвета, имеет также другие значения: «плотный», «непроходимый», «большой», «темный» и др. С этой точки зрения термин Карабах приобретает такие значения как: «темный сад», «большой сад», «плотный сад», «непроходимый сад», «живописный сад» и др. Таким образом, как и сам Карабах, слово «Карабах» также принадлежит азербайджанскому народу.
Полемизируя о Карабахе, с самого начала возникает следующий вопрос: Где расположен Карабах, какие территории Азербайджана он охватывает? Ответ на этот вопрос сегодня еще более актуален и имеет важное значение для понимания созданной армянскими сепаратистами «Проблемы Нагорного Карабаха». Для ответа на поставленный вопрос обратимся к первоисточнику. Мирза Джамал Джаваншир, будучи визирем «Карабахского ханства», являющегося Азербайджанским государством и охватывающего когда-то эту территорию, рассуждая об этом вопросе в своем произведении «История Карабаха» (1847) писал: «Границы Карабахской области по утверждению древних исторических книг таковы: с южной стороны от моста Худаверин до моста Сынык — река Араз. Сейчас мост Сынык находится между Казахскими, Шамсаддинскими и Демирчи-Гасанлинскими джамаатами (областями), и чиновники Российского государства называют его в русской интерпретации Красный мост, т.е. Золотой мост. С восточной стороны — это река Кура, которая в селе Джавад, сливаясь с рекой Араз, далее впадает в Каспийское море. С северной стороны до реки Куры, являющейся границей с Елизаветполем, границей области является река Чоран и река Кура во многих местах (протекая) доходит до реки Араз. С западной стороны остроконечные Карабахские горы с вершинами под названием Кушбек, Салверты и Арикли».
Такое точное представление территории и границ Карабаха в начальном периоде оккупации и колонизации Россией объясняется тем, что:
1) об этом факте пишет представитель государства, занимающийся непосредственно «управлением Карабаха», другими словами, этим фактом является основанное на официальных документах официальное слово, официальное слово государственного чиновника, находящегося на службе России; 2) с другой стороны, этот факт сохранился, не только основываясь на реальности и практике, он подтверждается также первоисточниками. Для подтверждения точки зрения Мирзы Джамала использование ссылок на древние исторические книги неслучайно.
Как видно, будучи политико-географическим пространством, в истории всегда существовало понятие не «Нагорный Карабах», а понятие, охватывающее всю территорию Карабаха в целом — горы, равнины — общее понятие «Карабах». Другими словами, понятие «Нагорный Карабах» — «продукт» более позднего времени и является названием, данным из сепаратистских намерений одной из частей Карабаха. Обычная логика подтверждает это: если есть Нагорный Карабах — значит есть и равнинный, т.е. низменный, Карабах! Истина такова: сегодня в Азербайджане есть как Нагорный Карабах, так и Низменный Карабах (т.е. равнинный Карабах!). Как равнинный (низменный), так и нагорный Карабах во все исторические эпохи был Родиной только одного народа — азербайджанского, в языке которого есть слова «гара» и «баг».
Сотни древнейших, редчайших образцов фольклора, музыкальных шедевров Азербайджанского народа были созданы именно в Карабахе и связаны с Карабахом.
В 1989-1993 гг. Нагорный Карабах и близлежащие к нему территории Лачинского, Кельбаджарского, Губадлинского, Зангиланского, Джебраильского, Физули-Агдамского (районный центр и большая часть территории), Физулинского (районный центр и большая часть территории) административных районов Азербайджанской Республики были оккупированы Арменией.
В настоящее время простирающиеся от поселка Горадиз до границ Зангиланского района 198 км Азербайджано-Иранской и 360 км Азербайджано-Армянской (всего 558 км) государственной границы нарушены со стороны Армении и по сей день находятся под ее контролем. Оставшиеся со времен СССР и расположенные вдоль этих границ строения, посты, пограничные сооружения, линии демаркации также были разрушены Арменией. Фактически на оккупированных участках оставшейся без присмотра Азербайджано-Иранской границы свободно осуществляются операции по переправе контрабанды, а в некоторых случаях и наркотических веществ. Через эти оккупированные эти границы в соседний Иран и Армению перевозятся также строительные материалы из жилых и общественных зданий, расположенных на захваченных территориях Азербайджана, лесопильные материалы.
Осуществляя в современный период такие грабежи и погромы, оставшиеся в наследство от далекого исторического прошлого, Армения, выдающая себя за «цивилизованное» государство — тем самым бросает вызов не только Азербайджану, но и закрывающей на все это глаза мировой общественности.
Кроме того, разрушены и оккупированы приграничные с Арменией населенные пункты Азербайджана — Керки Садаракского района Нахчыванской Автономной Республики; Ашагы Аскипара, Юхары Аскипара, Гушчу, Айрым, Бархударлы Казахского района и другие.
Оккупация этих районов создает опасность и для созданного здесь на приграничной реке Акстафа водохранилища, имеющего хозяйственное значение для западных районов Азербайджана. Оросительный канал длиною 72,3 км, берущий начало в Акстафинском водохранилище емкостью 120 млн.куб.метров, снабжает водой предгорные хозяйства и населенные пункты Казахского, Акстафинского, Таузского и Шамкирского административных районов.
В отличие от Нагорного Карабаха, ни в одной зоне этнических конфликтов, случившихся на территории бывшего СССР, не имели места нарушения известных границ и оккупация прилегающих районов. Например, являющаяся зоной конфликта в Грузинской Республике Абхазская автономная республика не вышла за пределы своих старых границ и не захватила ни одной горсти прилегающих территорий. В таком случае, на основании каких международных правил и законов Армения захватила и бывшую Нагорно-Карабахскую автономную область, и не имеющие к этой области никакого отношения Азербайджанские районы: Лачин, Кельбаджары, Губадлы, Зангилан, Джебраил и Агдам.
В оккупированном регионе были распространены памятники природы, редкие растения и виды животных. Оккупированная гористая зона Малого Кавказа — это большой лесной массив Азербайджана. Общая лесная площадь региона составляла 246,7 тыс.гектаров.
С целью охраны природного ландшафта, мира редких растений и животных на территориях Малого Кавказа, находящихся сейчас под оккупацией, был создан целый ряд заказников. И здесь можно назвать Беситчайский заповедник, Лачинский заказник и др. Беситчайский заповедник был создан в 1974 году на юго-западе Азербайджана, на ныне оккупированной территории Зангилана в долине реки Беситчай. Площадь заповедника 107 гектаров. Охраняемый здесь объект — восточный платан. Платановая роща простирается вдоль реки на расстоянии 12 км. Возраст имеющихся деревьев достигает 500 лет. Восточный платан (чинара) занесен в «Красную книгу».
Лачинский заказник был создан в 1961 году на территории ныне оккупированного Лачина. Площадь 21,4 тыс. гектаров. В заказнике охраняются: горный козел (примерно 400 голов), косули (500), степная свинья (400), турач (800), куропатка (2500). Хары бюль-бюль (ятрышник широколистый), встречающийся в Азербайджане только на территории Шушинского района, считается символом Карабаха.
Территории, находящиеся под оккупацией, богаты подземными и наземными природными ресурсами. Наиболее распространенные полезные ископаемые — руды цветных металлов, золото, ртуть, хромит, перлит, известь, мрамор, агат, минеральные воды и другие. Территория обладает также широким курортно-рекреационным потенциалом.
В оккупированном регионе распространены редкие и ценные полезные ископаемые. Значительные запасы медно-цинковых руд сконцентрированы в месторождении Мехман, расположенном на востоке Малого Кавказа. Здесь изучены готовые к эксплуатации рудные залежи. Ртутные запасы промышленного значения находятся в месторождениях Шорбулаг и Агятаг Кельбаджарского района.
Оккупированные территории богаты различными видами строительных материалов, представляющих важное значение для строительства и промышленности Азербайджана. Большие запасы таких материалов находятся в месторождениях, расположенных на территории Агдамского района: Чобандаг (запасы извести 140 млн.т. и глины — 20 млн.т.), Шахбулаг (25 млн.т. глины,, Бойахмедлы (45 млн.т. глины) и др. Большие запасы строительного камня в Ханкенди, а мрамора — в Харове.
На захваченных территориях расположены имеющие большое лечебное значение до 120 месторождений минеральной воды различного состава. Среди них наибольшее внимание привлекают Юхары и Ашагы Истису, Багырсаг, Кешдак в Кельбаджарском районе; Илыгсу, Минкенд в Лачинском районе; Туршсу, Сырлан в Шушинском районе и другие минеральные воды.
Минеральные воды Истису, расположенные на территории Кельбаджарского района, отличаются особенно благоприятным газовым и химическим составом, высокой температурой и большими природными запасами. Этими водами возможно проводить лечение как внутренних, так и наружных заболеваний человека.
На источнике Истису в 80-х годах был построен курорт и завод по выпуску тарированной минеральной воды. На этом заводе производилось 800 тыс. литров воды в сутки.
Минеральный источник Туршсу находится на расстоянии 17 км от города Шуши Азербайджана. Испокон веков источники Туршсу и Иса булагы были местом проведения музыкальных и поэтических встреч.
Следует отметить, что 39,6% общих геологических запасов минеральных вод Азербайджана приходится на долю оккупированных районов.
Одним из важных условий формирования национальной территории является наличие тесных внутренних экономических связей Экономические связи, возникающие внутри национальных территорий, характеризуются их историчностью, стабильностью и постоянством. Бывшая Нагорно-Карабахская автономная область, на которую в настоящее время претендует Армения, всегда была в составе Азербайджана и управлялась его государственностью. Центр области (Ханкенди) непосредственно и тесно связан с Азербайджанскими железными и шоссейными дорогами, всей транспортно-коммуникационной системой республики. Расстояние от этого центра по железной дороге до Баку 392 км.
Большая часть армян Нагорного Карабаха имела тесные связи с городом Баку. Многие члены их семей работали и проживали на хорошем социально-экономическом уровне в этом городе.
Представленный в руководстве Советского государства ярый националист А. Микоян, имея в виду значительную роль фактора экономических связей, 20 мая 1920 года писал: «Дашнаки, являющиеся агентами Армянского государства, пытаются объединить Карабах с Арменией, однако, это значит лишить население Карабаха своего источника существования — Баку и насильно связать с ни чем не имеющей связи Эриванью».
Вышеприведенные истины о том, что в экономическом отношении Нагорный Карабах всегда был неотъемлемой и составной частью Азербайджана, высказанные армянскими лидерами, обусловлены географическим положением и природными особенностями этой территории. Так, на протяжении веков нагорная часть Карабаха развивалась в тесной экономической связи с низменным Карабахом. Дороги, проходящие вдоль речных долин, крепко связали друг с другом эти две территории экономически. Оккупация Нагорного Карабаха армянами и насильственное его отделение от низменного Карабаха вопреки всем этим историко-географическим реальностям, создали очень серьезные проблемы для населения и хозяйства региона.
В течение многих лет большая часть предприятий, находящихся на территории Нагорного Карабаха, работала на основе топлива, сырья и материалов, привозимых из районов Азербайджана, многие из них функционировали как филиалы крупных Бакинских предприятий.
Бывший Нагорный Карабах поддерживал всесторонние связи с Азербайджаном в следующих направлениях:
1)кооперативные связи производства, т.е. чисто производственные связи, в том числе топливно-сырьевые; 2) товарно-денежный оборот; 3) материально-техническое обеспечение; 4) транспортно-грузовые связи; 5) научно-технические связи; 6) государственно-управленческие связи; 7) культурно-просветительские связи и др.
Таким образом, если проанализировать каждую из приведенных связей, можно представить реальную картину пребывания Нагорного Карабаха в тесной связи с Азербайджаном. Достаточно отметить, что из всего поступившего в 1985 году на большой Шелковый комбинат Карабаха в Ханкенди шелкопрядного сырья лишь 8% производилось в самом Нагорном Карабахе. Остальные 92% привозились из других районов Азербайджана. В то время, как из объема осуществленных в 1986 году зарубежных экономических связей Нагорно-Карабахской области всего 0,3%, а импорта 1,4% приходилось на долю Армянской Республики, то на долю экспорта ее в Азербайджан приходилось 33,3%, доля же импорта была еще выше.
Действовавшая на протяжении многих лет единая транспортно-коммуникационная система в настоящее время в оккупированных районах в результате агрессии Армении разрушена. От этих разрушений еще большие трудности терпит также и Нахичеванская автономная республика, расположенная вне Карабахской зоны и блокированная Арменией.
В транспортно-коммуникационном отношении территория Нагорного Карабаха находится намного дальше от столицы Армении Еревана и других больших экономических центров; связывающие их горные дороги не совсем благоприятны с точки зрения стихийных бедствий и крупнотоннажных грузовых перевозок.
Таким образом, все районы, находящиеся под оккупацией Армении, были в тесной связи с Азербайджаном. Основу этой связи составляли транспортно-коммуникационные системы и экономическая тенденция. Поэтому выдвигаемые требования, исходящие из принципа национального самоопределения по отношению к Нагорному Карабаху, являвшегося всегда с социально-экономической точки неотделимой составной частью Азербайджана, безосновательны.
Оккупанты, уже считающие присвоенной бывшую столицу исторического Карабахского Ханства Азербайджана — Шушу, разрушают ценные исторические памятники города, стирают национальную архитектуру и устраивают ее по своему усмотрению. В Лачинском коридоре Азербайджана возводятся совершенно новые военно-инженерные сооружения.
Присвоение земель Азербайджана Арменией применением силы и проведение на них любого рода изменений с точки зрения современного международного права считается недопустимым. С международной юридической точки зрения все ресурсы, расположенные на этой территории, продолжают оставаться собственностью Азербайджана, эта собственность всего лишь временно считается под оккупацией и обязательно должна быть возвращена законному владельцу — Азербайджану.
Все сказанное еще раз подтверждает, что затушевывание Нагорно-Карабахского конфликта словами исключительно права свободного самоопределения национальных меньшинств не имеет под собой никакого ни юридического, ни социально-экономического основания.