Али Гасанов: «Промежуточный отчет Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ не отражает реального состояния дел»
Об этом в интервью сказал заведующий отделом общественно-политических вопросов Администрации президента Азербайджана Али Гасанов, выражая свое отношение к промежуточному отчету Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.
«Что касается нынешних президентских выборов, считаю, что все этапы – выдвижение кандидатов, кампания по сбору подписей, регистрация в ЦИК были реализованы в рамках требований Избирательного кодекса. Были выдвинуты кандидатуры 22 человек, и лишь одному из них было отказано в выдаче подписных листов. 11 человек не смогли провести кампанию по сбору подписей надлежащим образом. Из 21 претендента кандидатуры 10 были зарегистрированы. За время кампании по сбору подписей никаких нарушений закона не наблюдалось», — подчеркнул представитель Администрации президента.
А.Гасанов отметил, что Милли Меджлис для наблюдения за выборами уже обратился к 9 международным организациям: «Для осуществления наблюдений за ходом выборов ожидается участие около 1000 долгосрочных и краткосрочных зарубежных наблюдателей и большого количества местных наблюдателей. Кроме этого, всем кандидатам на Общественном телевидении и радио и на страницах официальных газет будут предоставлены бесплатное эфирное время и места. Кандидаты также могут, обратившись в ЦИК, вести агитацию на страницах зарегистрированных СМИ. В Баку и регионах выделены соответствующие места для проведения встреч с избирателями. Окружные и участковые избирательные комиссии полностью готовы к процессу голосования. Для наблюдения этого процесса на участках в режиме он-лайн установлено 1000 веб-камер. ЦИК уже уточнил списки избирателей и определено, что на этих выборах более 5 миллионов граждан смогут воспользоваться своим избирательным правом и проголосовать. Я хотел бы отметить, что Азербайджан строит свою деятельность в рамках международных организаций на основе взаимного доверия, объективности, прозрачности и критериев активной деятельности и постоянно соблюдает принципы этих организаций, с уважением относиться к их позиции. Наряду с этим, хотел бы с сожалением отметить, что в некоторых случаях отчеты международных организаций носят тенденциозный характер и в большинстве случаев опираются на двойные стандарты. Последний отчет Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ производит такое впечатление, будто структура имеет своей задачей не объективно оценивать реальное положение предвыборной ситуации, а искать недостатки, там, где их нет. В этом контексте имеются неприемлемые ошибки и в презентации процессов, и в выборе выражений. К примеру, называя некоторые партии, заявляется, что они «не допускаются» в парламент. Если представители каких-либо партий не смогли набрать достаточное количество голосов и были лишены возможности попасть в парламент, называть это «они не допускаются в парламент», является ошибкой».
По мнению А. Гасанова, вызывает некоторые вопросы тот факт, что только в Азербайджане особо выпячиваются те моменты, на которые не обращают никакого внимания на выборах в других странах: «К примеру, насколько объективным подходом можно считать то, что отсутствие среди кандидатов на президентских выборах в Азербайджане женщин расценивается как «изъян»? Кто отнимает у женщин это право? Разве существует подобное законное, либо административное ограничение? Женщины представлены во всех правительственных структурах, избирательных органах, отличаются высокой активностью в общественной жизни. С точки зрения числа представленных в парламенте женщин, Азербайджан может стать примером для некоторых европейских стран. Пусть те, кто составлял этот отчет, скажут, во скольких странах-членах ОБСЕ главами государств были женщины? И вообще, какова ситуация на пространстве ОБСЕ с выдвижением женщин-кандидатов на пост президента?
То, что выводы были сделаны на основе субъективных умозаключений также ставит под сомнение объективность этого документа. Связывание принятых в прошлые годы законов, либо дополнений и изменений в законы, а также других вопросов, не имеющих никакого отношения к избирательному процессу, указывает на ошибочность методологии, применяемой БДИПЧ/ОБСЕ. Кроме того, то, что в документе имеют место необоснованные замечания в связи со свободой медиа, собраний и другими вопросами позволяет говорить о том, что этот отчет не отражает реальность.
Считаю, что нужно положить конец практике двойных стандартов. Во всяком случае, у нас есть пример «позитивной» оценка БДИПЧ/ОБСЕ, данной выборам в Армении, во время которых стреляли в кандидата в президенты, проводилась голодовка в знак протеста против правонарушений, допускалась грубая подтасовка итогов голосования. Учитывая все это, считаю, что полное соблюдения критериев объективности в очередных отчетах было бы правильным с точки зрения повышения общественного доверия к оценкам миссии. (АПА)
Уверен, что президентские выборы пройдут в рамках требований законодательства страны и в соответствии с международными обязательствами Азербайджана. Они получат объективную и высокую оценку как местных, так и иностранных наблюдателей».