Афоризмы

Фильмы

Азербайджанское кино — национальное киноискусство и киноиндустрия Азербайджана, зародившееся в конце XIX века.

Первые фильмы в Баку и его окрестностях начали снимать в конце XIX — начале XX веков. Так на рубеже веков, когда город Баку, будучи известным как «производитель половины всей нефти мира» переживал экономический подъём, в Азербайджане стало появляться всё больше предприимчивых бизнесменов, архитекторов, купцов, учёных, а также деятелей искусства.

История мировой кинодокументалистики начинается в Азербайджане. Именно в Азербайджане был снят первый документальный фильм в мире.

В 1898 пионер кинематографии А.Мишон снял первую документальную ленту «Пожар на нефтяной скважине Биби-Эйбата», которая стала участником всемирной выставки в Париже в 1900 году.

Помимо «Пожара нефтяного фонтана в Биби-Эйбате» в 1898 году Александром Мишоном было снято несколько документальных сюжетов на местные темы: «Нефтяной фонтан в Балаханах», «Народное гулянье в городском саду», «Кавказский танец» и одна игровая юмористическая кинозарисовка, которая называлась «Попался». Зрителям эти фильмы были показаны на специально организованном киносеансе 2 августа того же года. Согласно указу президента Азербайджанской Республики этот день считается днём рождения национальной кинематографии и ежегодно отмечается как «День национального кино». Мишон добился также успеха, продемонстрировав эти фильмы во Франции.

Гусейн Араблинский — известный азербайджанский актёр театра и кино начала XX века.

В 1915 году в Баку была создана контора кинопроката. Она была учреждена акционерными обществами братьев «Пироне». Кроме них в Баку функционировали филиалы и других иностранных кинофирм («Пате», «Фильма» и др.) В том же 1915 году общество «Пироне» приступило к съемкам фильма «В царстве нефти и миллионов», ставшего первым художественным азербайджанским фильмом. Фильм был снят по одноимённому роману М. Мусабекова. Съемку фильма финансировали местные нефтепромышленники. Так, для снятия фильма из Петербурга был приглашён режиссёр Борис Светлов. В Баку и окрестных сёлах снимали пейзажи, в Тифлисе же — сцены, связанные с павильонами. В фильме, в роли Лютфели-бека, снялся известный тогда актёр театра Гусейн Араблинский.

Первая азербайджанская кинокомедия «Аршин мал алан», имевшая большой успех, была снята в 1916 году, на основе одноимённой оперетты композитора Узеира Гаджибекова. После провозглашения независимости Азербайджанской Демократической Республики 28 мая 1918 года, в 1919 году был продемонстрирован документальный фильм «Первая годовщина правления мусават в Азербайджане».

В 1922 году руководство Азербайджанской ССР приняло решение о создании первой в республике кинофабрики, ставшей предшествинице сегодняшней киностудии Азербайджанфильм. В следующем году специальным декретом Совета Народных Комиссаров было учреждено Азербайджанское фото-киноуправление (АФКУ), осуществлявшее меры по национализации и объединению фото-кинотеатров и прокатных контор отдельных предпринимателей. При АФКУ в то время существовали такие кинотеатры как «Тейяре», «Эдисон», «Миллион», «Ладья», «Меденчи» («Промысловик») и др. В 1924 году на экранах появился двухсерийный художественный фильм «Легенда о Девичьей Башне», снятый режиссёром В. В. Валльюзеком. Создатели фильма применили при съёмках восточную экзотику.

Джафар Джаббарлы — известный азербайджанский драматург, считающийся основателем школы киносценаристов Азербайджана

При АФКУ в 1925 году по инициативе Ш. Махмудбекова была организована студия по подготовке в Азербайджане национальных актёрских и режиссёрских кадров. Для повышения художественного качества фильмов и развития национальных кадров в Баку приглашались известные кинорежиссёры и кинооператоры.

В 1926—1930 гг. АФКУ называлось в «Азгоскино», В 1930—1933 гг. — «Азеркино», в 1933 году было переименованно в «Азфильм», в 1934 — в «Азгоскинопром», с 1935 по 1940 называлась «Азерфильм», с 1941 по 1959 — «Бакинская киностудия». Наконец с 1961 года и по сей день учреждение называется «киностудией Азербайджанфильм имени Джафара Джаббарлы».

В 1920-е годы главной тематикой в азербайджанском кино была борьба против религиозного фанатизма, революция и свобода женщин. В эти годы вышли такие фильмы как «Бисмиллах» (1925 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде и А. Валово), «Дом над вулканом» (1929 год, режиссёр Амбарцум Бек-Назаров), «Гаджи Гара» (1929 год, режиссёр Аббас-Мирза Шарифзаде). Образ азербайджанской женщины, борющуюся за свободу, был воспроизведён в фильме «Севиль» (1929 год, режиссёр Амбарцум Бек-Назаров)

В эти годы местными и иностранными кинокомпаниями снимались кинохроники и документальные фильмы, повествующие о городской жизни, нефтепромыслах. Первая кинохроника «Прибытие IX Красной Армии в Баку» была создана в 1920 году. В этом же году была создана кинохроника «Первый гурултай (собрание) восточных народов». В последующие годы создавались репортажи, связанные с соответствующими событиями: наряду с документальными фильмами такими как «III годовщина Советского Азербайджана» (1923 год), «Пожар на нефтяных промыслах в Сураханы» (1923), «Похороны Наримана Нариманова» (1925), Прибытие М. Фрунзе в Баку (1925) и др. снимались фильмы и на научные темы. В 1925 году режиссёр Аббас Мирза Шарифзаде закончил съёмки фильма «Путешествие в Азербайджан», повествующий о культурной и промышленной жизни республики. В 1920-е годы издавался киножурнал «Азербайджанский экран» (4-5 раз в год), знакомящий зрителей с достижениями а производстве и культурной жизни республики.

В начале 30-х годов темы для художественных фильмов брались из современной жизни. Снимались фильмы и на историко-революционные темы. К ним относятся такие фильмы как «Лятиф», «Исмет», которые были сняты соответственно в 1930 и 1934 годах режиссёром М. Микаиловым; «Алмаз» (1936) и «Новый горизонт» (1940), снятые соответственно режиссёрами А.Гулиевым и Г. М. Брагинским. В 1938 году режиссёром В. В. Туриным была снята картина «Бакылылар» («Бакинцы»). Среди немых фильмов 30-х годов особо выделяются полнометражные фильмы «Путь к Востоку», снятый режиссёром А. А. Маковским в 1934 году и «Азербайджанское искусство».

В 1940 году первый профессиональный азербайджанский кинорежиссёр Самед Марданов, скончавшийся в раннем возрасте, закончил съёмки единственной в своей жизни картины «Кяндлиляр», которая переводится как «Крестьяне». Это одна из лучших азербайджанских картин. Некоторые фильмы Азербайджана, такие как «Повесть о нефтяниках Каспия» и «Покорители моря», снятые на нефтяную тему и связанные с нефтяниками Каспия, были известны и за пределами страны, в том числе и на Каннском кинофестивале.

В 1935 году знаменитым режиссёром Борисом Барнетом на «Азерфильме» был снят первый звуковой фильм Азербайджана «У самого синего моря». В фильме снимались выдающиеся советские актёры Николай Крючков и Лев Свердлин. В целом с 1936 по 1941 год было снято более 10 звуковых фильмов.

С появлением звука начало развиваться и документальное кино. В 1935 году Б. В. Пумянский и В.Еремеев, будучи режиссёром и автором сценария соответственно, сняли односерийный документальный хроникальный киноальманах «Прославленный Азербайджан». Именно в этом фильме синхронно с выступлениями героев очерка впервые был передан дикторский текст. Начиная с 1939 года под новым названием «Орденоносный Азербайджан» начал издаваться киножурнал «Азербайджанский экран». Выходило 36 номеров в год.

В 1945 году музыкальная комедия Узеира Гаджибекова «Аршин Мал-Алан» была экранизирована ещё раз. Режиссёрами Рза Тахмасибом и Н. Лещенко была создана яркая реалистическая кинокомедия, в которой был сохранён национальный колорит и народный юмор. Фильм добился большого успеха как на территории бывшего СССР, так и во многих странах мира. Государственная премия СССР за этот фильм в 1946 году была присвоена режиссёрам Рзе Тахмасибу и Н.Лещенко, композитору Узеиру Гаджибекову, а также актёрам Рашиду Бейбутову, Лейле Бедирбейли, А.Гусейнзаде, М.Калантарли и Л.Абдуллаеву. Начиная с этого фильма в азербайджанском кино усилилось стремление к комедийному жанру. Так, в 1955 году режиссёром Т.Тагизаде был снят комедийный фильм «Встреча», а Л.Сафаровым — «Любимая песня» («Бахтияр»), главную роль в котором сыграл также Рашид Бейбутов.

В 1947 году режиссёром В. И. Дзиганом был снят фильм «Фатали хан», посвящённый жизни губинского хана Фатали. На экраны фильм вышел лишь в 1959 году.

В это время одновременно с журналом «Советский Азербайджан» начал выходить киножурнал «Молодое поколение» (4 номера в год). С 1945 по 1950 год над документальными фильмами трудились такие сценаристы как И.Касумов, А.Гулубеков, режиссёры З.Кязимова, Л.Сафаров, операторы А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Х.Бабаев, композиторы К.Караев, Т.Гулиев и др.

В 1947 году был снят полнометражный фильм «По ту сторону Аракса» (режиссёры И.Эфендиев, Э. И. Шуб). Фильм рассказывал о борьбе за свободу азербайджанского народа Ирана в 1945—1946 гг.

В начале 50-х годов в «Бакинской киностудии» снимались в основном художественно-документальные и публицистические фильмы. Уже к середине 50-х годов были подготовлены национальные кадры сценаристов, режиссёров, операторов и художников. Большинство из них обучались во Всесоюзном Государственном Институте Кинематографии. К их числу относятся И.Касумов, Э.Мамедханлы, И.Тагизаде, Л.Сафаров, Г.Сеидбейли, А.Ибрагимов, Н.Исмаилов, Г.Сеидзаде, Ш.Махмудбеков, А.Атакишиев, Х.Бабаев, А.Нариманбеков, Т.Ахундов, Р.Оджагов, К.Наджафзаде, Дж. Азимов, Э.Рзагулиев, Н. Зейналов и др.

Тематика фильмов в эти годы значительно расширилась. Снимались фильмы, посвящённые труду и жизни рабочих и колхозников, представителей различных профессий.

В 1957 году «Бакинской киностудии» была создана картина «Два парня из одного квартала» (режиссёры А.Ибрагимов и И. В. Гурин, операторы М. М. Пилихина и Р.Оджагов, композитор Г.Гараев), рассказываюшая о борьбе народа за свободу и демократию в одной из стран Востока.

В 1958 году на экраны выходит фильм на дальних берегах, посвящённый партизану Мехти Гусейнзаде, и снятый по мотивам одноимённой повести Гасана Сеидбейли и Имрана Касумова «На дальних берегах».

Важное значение начало придаваться и развитию детских фильмов. Большую роль в этом сыграл режиссёр А. Атакишиев. В 1959 году им был снят фильм «Тайна одной крепости».

Цветной полнометражный документальный фильм «Советский Азербайджан» (режиссёры М.Дадашов, Ф.Киселев), снятый в 1950 году и посвящённый 30-летию установления Советской власти в Азербайджане, был удостоен специальной награды Каннского международного кинофестиваля в 1951 году. А фильм режиссёра С.Мамедова «На заливе имени С. М. Кирова» получил премию Венецианского Международного кинофестиваля в 1955 году.

В «Бакинской киностудии» всемирно известным режиссёром Р. Л. Карменом были сняты фильмы «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953) и «Покорители моря» (1959), в которых нашли своё отражение героический труд и жизнь морских нефтяников. За эти фильмы в 1960 году режиссёр Р. Л. Кармен, операторы Ч.Мамедов и С. Я. Мединский были удостоены Ленинской премии.

Начиная с 60-х годов в Азербайджане начали снимать всё больше цветных фильмов. Снятый в 1960 году режиссёром Г.Сеидзаде художественный фильм «Короглу», посвящённый одноимённому народному мифическому герою стал первым широкоэкранным азербайджанским цветным фильмом. Мотивы же дастана «Лейли и Меджнун» легли в основу сюжета фильма «История любви» (1961, режиссёр Л.Сафаров).

Широкое распространение получило создание фильмов комедийного жанра. Были созданы такие кинокомедии как «Ромео мой сосед» (1963, режиссёр Ш.Махмудбеков), «Где Ахмед?» (1964, режиссёр А.Искендеров), «Улдуз» (1964, режиссёр А.Гулиев), «Аршин мал алан» (1966, режиссёр Т.Тагизаде)

В кинематографию приходила всё большая группа молодёжи: сценаристы братья Рустам и Максуд Ибрагимбековы, Анар, А.Ахундова, И.Гусейнов, В.Самедоглу, Р.Фаталиев, режиссёры А.Бабаев, Э.Гулиев, Г.Миргасымов, И.Эфендиев, Т.Исмаилов, Г.Азимзаде, Г.Бабаев, операторы З.Магеррамов, Р.Исмайлов, Р.Гамбаров, В.Керимов, художники Ф.Багиров, Р.Исмайлов, актёры Г.Мамедов, Ш.Алекперов, Г.Турабов, Р.Балаев, Ш.Мамедова и др.).

Их сотрудничество со старшим поколением приводило к повышению профессионального уровня азербайджанского кино. Появлялись новые фильмы, отличающиеся национальным колоритом и идейной глубиной. В центре фильма «В этом южном городе» (1969, режиссёр Э.Гулиев) стоит тема борьбы нового и старого, рассматриваются вопросы спасения человечества от отживших себя обычаев. В фильмах, снятых за этот период, основное место занимают морально-этические проблемы, а также разные взгляды на современную жизнь, формирование молодого поколения, анализ характеров людей занимают одно из главных мест в фильмах этого периода. К их числу можно отнести, например, фильм «Последняя ночь детства» (1969, режиссёр А.Бабаев).

В некоторых фильмах нашла отражение тема Второй мировой войны. В снятом в 1969 году режиссёром Ш.Махмудбековым фильме «Хлеб поровну» описывается жизнь бакинцев в последние годы войны. За этот фильм Махмудбеков был удостоен Государственной премии Азербайджанской ССР. Среди фильмов для детей можно назвать «Волшебный халат» (1964, режиссёр А. Атакишиев).

Во второй половине 60-х годов произошли определённые изменения в стиле документального кино. Отсутствовал дикторский текст, наблюдался поэтический настрой и чёткий монтаж. Эти изменения ощущаются в фильмах Г.Миргасымова «Море» (1965), «Гобустан» (1966), «Голос правды», «Композитор Гара Гараев» (1967) Сам Г.Миргасымов за эти фильмы был удостоен премии Ленинского Комсомола Азербайджана в 1967 году, которая была вручена также режиссёру фильма «Как хорошо, что был на свете Самед Вургун» (1967) Я.Эфендиеву, автору сценария И.Шыхлы, оператору З.Мамедову.

В 70-е годы было снято несколько фильмов на историко-революционные темы. Особое внимание заслуживают фильмы «Звезды не гаснут» (1971, режиссёр А. Ибрагимов) снятый совместно с киностудией «Мосфильм», рассказывающий о деятельности Н.Нариманова. В 1970 году по мотивам «Комсомольской поэмы» Самеда Вургуна был снят посвящённый комсомольцам 20-х годов фильм «Семеро сыновей моих» (режиссёр Т.Тагизаде, который был удостоен премии Ленинского Комсомола Азербайджана. В 1973 году совместно с чехословацкой киностудией режиссёром Э.Гулиевым был снят фильм «Попутный ветер». Это был первым азербайджанским фильмом, снятым совместно с зарубежной студией. О классовой борьбе в азербайджанских сёлах в первые годы Советской власти рассказывается в фильмах «Последний перевал» (1971, режиссёр К.Рустамбеков), «Мститель из Гянджабасара» («Гатыр Мамед», 1974, режиссёр Р.Оджагов).

Был снят ряд исторических фильмов. Жизнь поэта Насими, выступавшего против социальных и нравственных проблем, несправедливостей феодального мира была показана в фильме «Насими» (1973, режиссёр Г.Сеидбейли). В 1975 году на VII Всесоюзном Кинофестивале фильм был удостоен премии как лучший исторический фильм. Особой поэтичностью отличается фильм режиссёра Т.Тагизаде «Деде Горгуд» (1975), снятый по мотивам народного эпоса «Книга моего деда Коркута». В 1979 году режиссёром Э.Гулиевым был снят фильм «Бабек». Фильм был посвящён борьбе народа против Халифата в IX веке под предводительством Бабека.

Тема Второй мировой войны раскрыта в фильмах «Наш учитель Джабиш» (1970, режиссёр Г.Сеидбейли), «В Баку дуют ветры» (1974, режиссёр М.Дадашов), «Звук свирели» (1975, режиссёр Р.Оджагов).

В фильмах «Скажи, что любишь меня» (1977, режиссёр М.Ибрагимбеков), «Простите нас» (1979, режиссёр А.Бабаев) выражен протест против эгоизма, жёсткости и жестокости. Морально-этические проблемы были затронуты в фильме сценариста Р. Ибрагимбекова и режиссёра Р.Оджагова «Допрос» (1979; главный приз XIV Всесоюзного Кинофестиваля, Душанбе, 1980; Государственная премия СССР, 1981),

К фильмам снятым для детей можно отнести «Лев ушёл из дома», снятый в 1978 режиссёром Р. Исмайловым, а также «Я сочиняю песню» (1979, режиссёр Т.Исмаилов),

Ряд научно-популярных фильмов, таких как «Память узоров» (1973, режиссёр И.Эфендиев), «Золотая рыба» (1975, режиссёр Ч.Фараджев) был создан в этот период. Дополнительные возможности методов съемок, монтажа и озвучивания начали применять для создания азербайджанских фильмов на актуальные темы. Сюда можно отнести фильм Т.Бекирзаде «Диссонанс» (1977), картину З.Магеррамова «Вместе с весной» (1978) и др.

С 1970 года в киностудии «Азербайджанфильм» начался выпуск сатирического киножурнала «Мозалан» (азерб. «Mozalan»), в котором критикуются антиподы общества, недостатки и упущения, встречающиеся в повседневной жизни и хозяйственной деятельности.

В 80- е годы темы о сложных психологических ситуациях по-новому раскрыты в таких фильмах как «Серебристый фургон» (1982), «Черт перед глазами» 1987 года, снятый режиссёром Г.Миргасымов, был удостоен премия XXI Всесоюзного кинофестиваля 1988 года, «Структура момента», «Деловая поездка» (1982), «Дедушка дедушки моего дедушки» и др. В снятом Вагифом Мустафаевым в 1988 году сатирическом фильме «Мерзавец» показан процесс деформации человеческого характера.

Среди исторических фильмов, снятых на революционные темы известны фильм «По коням» 1983 года режиссёра Г. Турабова, «Ждите сигнал с моря» Джейхуна Мирзоева (1986). В память о Герое Советского Союза Ази Асланове в 1985 году режиссёр Р.Исмайлов снял фильм «Я любил вас больше своей жизни».

Снимались также и фильмы для детей. Популярными были фильмы «Асиф, Васиф, Агасиф» (1983, режиссёр Р.Исмайлов), «Учитель музыки» (1983, режиссёр Т.Исмаилов), «Тайна корабельных часов» (1982, режиссёр Р. Шабанов), «Шкатулка Исмаилбека» (1983, режиссёр Г.Азимзаде), «Гариб в стране джиннов» (1987, режиссёр А.Атакишиева) и др.

В 1989 году Ч. Зейналов снял первый азербайджанский фантастический фильм «Контакт».

В последние годы советской власти по заказу Госкино и Центрального телевидения СССР «Азербайджанфильм» снимал около 7-8 художественных фильмов в год.

В эти годы продолжали снимать научно-популярные фильмы, такие как «Где ты, мой берег зеленый», «Тайна Эскулапской пиалы», «Возрождение», «Долг перед землей» и др.

На 42-м (2009)  Международном Хьюстонском кинофестивале, в номинации «Самый лучший иностранный фильм», фильм «40-я дверь» был удостоен золотой награды Gold Remi Award Foreign